«Ешь рыбу!» - есть такое объединение людей, желающих избавиться от бессонницы, людей, которые безумно любят кушать рыбу и морепродукты и которые заботятся о том, чтобы их ежедневное меню было максимально разнообразным и полезным для здоровья. Это своего рода сообщество небедных оптимистов, весёлых, жизнерадостных личностей, лёгких «на подъём», которые готовы пробовать, изведывать, искать что-то новое, полезное и неординарное в жизни. Кроме всего прочего, участники движения уверены, что каждый день должен быть не только позитивным и ярким, но и вкусным!
Есть и другие сообщества любителей рыбы, только вот настроение у некоторых из них по-солдатски суровое, импульсивное и нервное внутри, почти как перед дракой за еду.
Ешьте через силу
Можно утверждать, что в рационе россиян всегда особая роль отводилась рыбным и другим морским продуктам. Это было вызвано как исторически сложившимися условиями ведения хозяйства огромной страны - рыболовство издревле велось в её реках, озёрах и морях, так и религиозными традициями, в частности тем, что по православной вере в многочисленные постные дни разрешалось употреблять только рыбу, но не мясные продукты.
На закате царской России беспартийные граждане по средам и пятницам с удовольствием съедали 6,7 килограмма рыбы в год на каждого. Во время расцвета страны мирового светлого будущего СССР - 22,5 килограмма (статистика 1980 года). В современной России потребление рыбной продукции сначала резко упало - в период 19952000 гг. до 9 кг/чел. в год, а потом, несмотря ни на что, снова выросло - с 14 кг/чел. в 2008-м до 22 килограммов в 2013-м.
По правде говоря, в реальной жизни рыбу на территории громадной России едят очень неравномерно. Например, в Магадане на человека приходится около 38 килограммов в год, а в Татарстане - 2,5 кило. Причём различия связаны не с объёмом вылова в Колыме или Волге, а с традициями кухни в каждом отдельном регионе. Политэкономическое мировоззрение населения на потребление рыбы никакого существенного влияния не оказывает.
В 2013 году Россия по потреблению рыбы догнала Америку и Европу.
Что тут поделаешь, несмотря на мировые кризисы, административные реформы и лютый мороз, и на Русской равнине растёт аппетит и прививается вкус к морепродуктам. Наши люди и без всяких советских принудительных «рыбных четвергов» снова стали добровольно покупать дары моря.
Чиновники же ожидают от граждан ещё больших статистических достижений в плане поедания рыбы: госпрограмма развития рыбохозяйственного комплекса на период с 2013 по 2020 гг. предусматривает увеличение среднедушевого потребления продуктов моря уже до 28 килограммов в год.
Ну уж если мы нормы Минздравсоцразвития перешагнули, то надо продолжать развивать успех. Выбросим в корзину диетической истории рекомендации Института питания РАМН и ФАО - 18 килограммов рыбы на одного человека в год. Будем есть, станем счастливыми, как обитатели тихоокеанских атоллов. Главное, чтобы не произошло так, как говорили бабушки в тяжёлые времена: «Ешь через силу».
Управлению «Ры-Ры» посвящается
Если даже предположить, что оно существует, то «управление» развитием российского рынка и производства рыбной продукции («Ры-Ры»), похоже, решило не отвечать требованиям этого самого рынка и законам рыночной экономики в целом. Хватит, устали, голова идёт кругом! И тут же, как во сне, откуда-то из далёкого прошлого медленно, с тяжёлым скрипом всплывает из мутного, как брага, тумана огромное, ржавое, чугунное административно-командное «НАДО». Залежалась «железяка» на заднем дворе, запылилась, тяжело идёт. А рядом с ней уже что-то мелькает и вертится - модненькое такое, непонятное, активно издающее писклявые звуки плача.
Последнее время, вообще говоря, текущее экономическое состояние предприятий рыбной промышленности определяется маниакальной нестабильностью «внешней среды». Условия работы становятся уже совсем непредсказуемыми. Возрастает число неожиданных событий и явлений, повышается темп стремления «что-то изменить». Темп этот значительно превосходит скорость ответной реакции руководителей предприятий рыбохозяйственного комплекса. В таких условиях становится практически невозможным осуществлять управление развитием с позиции прошлого опыта и его экстраполяции. Естественная морская реакция на систематически забрасываемые на борт рыболовной отрасли юридические новеллы не воспринимается на «берегу».
Похоже, что для своевременного и эффективного ответного действия необходимы согласованные всеми участниками процесса заблаговременные меры экономического и организационного реагирования.
«Ломать - не строить», - так обычно говорят о тех, кто, придумывая на ходу очередную новеллу, призывает крушить «до основания, а потом…». На самом деле, как правило, расчётливый ум не в меру гибких и «энергичных активистов» зовёт их по проторённой дороге «что-то у кого-то банально отобрать». В нашей ситуации - под «благие пожелания» вырвать у коллег по цеху кусок «рыбы». Рыба в тренде. Рыба - это бизнес.
А, как известно, успех любого бизнеса становится результатом его усилий только благодаря изучению потребителей. Эту истину знала даже незатейливая советская торговля. Ну а как же старший брат Рынок? Этот точно знает механизм, который даёт возможность повернуть производство лицом к потребителю. Производство формирует предложение, распределение, а потребление - спрос. Рыночные цены складываются под воздействием издержек производства, спроса, предложения в конкурентной среде.
Таким образом, именно исследование издержек производства, спроса и предложения, а не демагогия является основой разработки государственной стратегии управления деятельностью входящих в цепочку «судостроение-- добыча - производство - прилавок» предприятий. Непродуманное выделение в государственном экономическом предпочтении предприятий одного звена в ущерб другому приведёт, в конечном счёте, к деформации отрасли, увеличению импорта рыбной продукции или её дефициту и росту цен на внутреннем рынке.
Великий почин
Теперь стало модно вспоминать советскую жизнь и советскую экономическую классику. Последнее время тихо выходит из-за угла «спецхрана» и политическая фантастика построения коммунистического общества. Позволим себе и мы сослаться на главного архитектора и практика -строителя коммунизма Владимира Ильича Ленина: «Производительность труда, это, в последнем счёте, самое важное, самое главное для победы нового общественного строя. Капитализм создал производительность труда, невиданную при крепостничестве. Капитализм может быть окончательно побеждён и будет окончательно побеждён тем, что социализм создаёт новую, гораздо более высокую производительность труда. Это дело очень трудное и очень долгое, но оно начато, вот в чём самое главное…»
Дело известного строителя рухнуло. А жизнь продолжилась. И в «рыбе» тоже. Производительность труда никто не отменял.
С начала 2000-х годов среди западных рыболовных компаний наметилась чёткая тенденция к строительству супертраулеров-филейщиков и новых пелагических сейнер/траулеров, на которых, наряду с танками RSW большого объёма для хранения охлаждённой рыбы, предусматривается также филетирование улова и хранение замороженного филе в части грузовых помещений, которые приспособлены как для хранения мороженой продукции, так и охлаждённой рыбы. Такое решение позволяет более гибко реагировать на изменяющиеся условия промысла и реализации продукции. Причём строительство современных сверхмощных судов не только идёт полным ходом, но и с каждым годом их технические, производственные и эксплуатационные возможности увеличиваются.
Переход на тралы-гиганты и добычу рыбы без подъёма улова на борт, а лишь с откачкой его насосом позволил в разы увеличить уловы. Использование новейшего поколения судовых главных энергетических установок снизить расходы на топливо. Автоматизированные линии новейших судовых рыбфабрик, оснащённых самым современным оборудованием для переработки рыбы, позволили разделывать и замораживать рыбное сырьё, производить блочное/порционное филе и консервы при минимальном участии человека, поднимая производительность одного современного судна-фабрики до фантастических величин. Мониторинг производственных процессов в цехе на судне осуществляется в режиме онлайн из офиса компании-владельца.
На внешнем или внутреннем рынке продукция такого судна-фабрики будет всегда конкурентоспособна по сравнению с продукцией промысловых судов предыдущего поколения и с аналогичной продукцией береговых рыбоперерабатывающих предприятий, вне зависимости от страны их расположения. Это тенденция мирового промышленного рыболовства и производства рыбного филе. Филе, основные объёмы которого из года в год по нарастающей продаются в первую очередь в глобальную систему торговли и общественного питания: мировые торговые сети и гиганты фаст-фуда («McDonald’s», «Subway», «Nordsee»).
Что тут поделаешь, потребление рыбы и морепродуктов растёт по всему миру. При этом самым быстрорастущим сегментом является замороженное филе белой нежирной, так называемой столовой рыбы. Причины подобного повышенного интереса связаны с растущей популярностью здорового диетического питания. Кроме того, этот вид продукции освобождает потребителя от всех неудобств, связанных с кропотливой разделкой рыбы. Благодаря этим преимуществам филе набирает популярность не только в розничной торговле, но и в сегменте общественного питания, где всё более востребованными становятся порционные продукты, требующие минимальной дополнительной обработки. Стремительные скорости современной жизни мегаполисов и просто крупных городов уже не оставляют их жителям времени на процесс приготовления и поедания пищи. Именно на этот массовый сегмент в потребностях работают высокопроизводительные морские фабрики.
Откуда рыба?
В России пока «рыбное» предложение в розничной торговой сети (без общественного питания это отдельная тема) формируется с трёх рынков производства: регионального производства рыбной продукции, поставок готовой продукции известных национальных брендов из других регионов страны и импортных поставок (в основном полуфабрикат для российских производителей). Региональные производители в свою очередь могут иметь своё местное сырьё, получать сырьё из прибрежных регионов России или из-за рубежа.
Анализ однородности ассортимента торговых компаний показывает, что три четверти ассортимента в общем объёме российской торговли составляют всего пять видов рыбы: минтай, скумбрия, сельдь, треска и пикша. Высокий стабильный спрос на эту рыбу объясняется наличием традиционных морских районов промысла, как правило, в российской экономической зоне или недалеко от неё, имеющих большой промысловый запас этих водных биоресурсов. Относительно невысокая стоимость производства мороженой продукции в море и доставки её на российский берег делает её популярной и доступной для покупателя с доходами ниже «средних».
Но всё равно пока на Западе или на Востоке платят больше за российское мороженое рыбное сырьё, и что немаловажно платят в срок и надёжно. У нас же потенциальный дополнительный потребительский спрос ещё не обеспечен стабильными высокими доходами населения, в результате чего за дополнительное сырьё на рынке производства не дают хорошие деньги. Большинство людей на отечественном розничном рынке пока выбирают «дёшево», а не «быстро и недорого» или «качественно и недорого». Поэтому российский рынок так интересен иностранным производителям дешёвого полуфабриката или готовой недорогой продукции с Востока. Открытая конкуренция, и мы в ней «не тянем» с нашими объективно высокими производственными затратами.
Понимая все эти тенденции, российские рыбопромышленники и рыботорговцы постепенно занимают своё место «эконом+» и «премиум» в розничных торговых сегментах рыбного рынка России. Расчёт на обеспеченных деньгами российских граждан, любителей качественно поесть.
Вот они такие законы рынка. Кто-то скажет, что нет?