Красная птица Умбы

В глубинке Мурманской области бережно сохраняется и преумножается народное творчество

В глубинке Мурманской области бережно сохраняется и преумножается народное творчество

В середине июня в живописном месте Кольского полуострова - посёлке Умба - прошло одно из наиболее крупномасштабных и значимых культурных событий в Мурманской области - VII Международный фестиваль фольклора Баренц-региона и Северо-Запада России. Раз в три года на Терском берегу Белого моря собираются коллективы и народные мастера из России и Скандинавских стран.

Напомним, первый фольклорный фестиваль более тридцати лет назад состоялся в Апатитах. В 2008 году праздник саамских песен, народных танцев и поделок приобрёл статус международного, а посёлок Умба стал местом встречи народных коллективов Евроарктического региона и Северо-Западного федерального округа РФ. А в этом году здесь собралось около двух тысяч любителей северного фольклора. Более 25 фольклорных коллективов из Мурманской области, Карелии, Ленинградской, Новгородской и Архангельской областей представляли свои лучшие номера зрителям фестиваля.

Марафон песен и народных танцев по традиции начинается на мосту реки Умбы. Гостей праздника встречают местные жители в русских народных костюмах с угощениями и квасом по домашним рецептам. Отведав угощения, дорогим гостям нужно бросить венок с моста, загадав при этом заветное желание, которое река унесёт в Белое море. По поверьям, оно обязательно сбудется.

Гостей народные коллективы приветствуют, как и положено, песней.

Организовав круг, сменяя друг друга, артисты исполняют попурри на народные песни.

В прошлом году коллектив ансамбля «Поветерь» много путешествовал по стране. Анна Полянская делится впечатлениями об очередном, но, безусловно, оставшемся навсегда в памяти музыкальном турне. Вспоминает, что на концертах не бывало такого, чтобы люди не подпевали. Например, «Прощайте, скалистые горы» - неофициальный гимн Заполярья, кажется, что знают в каждом селе или деревне России. А вот слова песен поморов знают далеко не все. Но это не значит, что со временем, с каждым годом, носителей языка становится всё меньше, просто слова песен для многих стали чужими. Их содержание, как говорят участники коллектива, можно понять только сердцем.

«Эти песни пели жёнки, провожая мужчин в море, - рассказывает Анна Полянская, участница хора. - У поморов очень много песен о любви, много солдатских песен, но в основном их исполняют мужчины. О чём жизнь, о том и песни. Когда слова старинных песен тихо разносятся над просторами Умбы, то мы видим, как лица людей наполняются эмоциями. Разными - от грустных до счастливых. Это главная награда за наше творчество».

Анастасия Трунина дополняет коллегу по хору: «Творчество прекрасно своей душой. Когда поёшь, просыпается душа и сердце. Люди чувствуют это и несут эти добрые чувства дальше».

И если для песни, которая трогает душу звучанием в унисон, голоса нужно подбирать, то танец в выборе партнёра - жанр более легкомысленный. Партнёры за одно выступление могут смениться около десяти раз. Устоять на одном месте и не пуститься в пляс зрителям сложно. «Если у человека внутри есть хоть какой-то танец, то у него всё здорово получается, - уверен Дмитрий Дегтяренко, участник фестиваля в Умбе. - Настроение замечательное, люди прекрасные. И местечко просто замечательное».

Выйдя из музыкального круга, гости и участники фестиваля попадали на ярмарку мастеров, где за торговыми прилавками есть и молодёжь, которой бабушки и дедушки передали секреты кружевного ремесла, вязания, плетения из бересты и гончарного дела, и пожилые люди, которые сохранили своё мастерство и таланты до нашего времени.

В город мастеров со своими глиняными горшочками, графинами, чашечками и тарелками приехал мастер из Вологды Владимир Холщагин. 30 лет он работал на промышленном производстве керамики, потом понял, что ему ближе гончарка, где можно и пофантазировать, не отвлекаясь на схемы, эскизы и чертежи. Лепить посуду для домашнего обихода стал «не так давно, лет 20 назад», как сам говорит. Рядом с Владимиром в красивом белом платке и с горшочком в руках похожая на героиню детской сказки - не подмастерье, а сестра и друг - Ольга Захарова. Признаётся, что перенять гончарные навыки у брата не получилось. Сделав первую свою тарелку, много лет назад поняла, что её миссия в семье - использовать творения брата по назначению в хозяйстве и давать советы.

«И глина людей чувствует, и люди глину. Ничего не получится, если настроение у мастера плохое, ­ говорит Ольга Захарова. ­ Это примерно так, когда готовишь: нет настроения, то ничего не получится. Когда к глине подходишь и берёшь её в руки, то возникает ощущение чего­то необычного. Ведь правду говорят, что не боги горшки обжигают».

Многочисленные покупатели и просто любопытный люд, перебивая друг друга, задают мастеру вопросы: «А как использовать глиняную посуду дома? А не разобьётся ли? Можно ли в этой посуде готовить в микроволновой печке?»

- Можно и нужно, - отвечает Ольга Захарова.

Но среди покупателей нашлись и те, кто уже успел оценить посуду от прабабушек: «Каша в горшочках получается рассыпчатая, как из печки у бабушки».

Остатки глины раньше тоже шли впрок. Трогалка - детская поморская игрушка. Каждая издаёт уникальный звук и развивает моторику. Знать ноты не нужно, главное, чтобы получилась колыбельная мелодия, поясняет мастер Михаил Третьяков: «Мотив один и тот же, но звучат трогалки по-разному. Маленькие свистят поярче, звук более звонкий. У больших трогалок звук более глубокий, мелодичный и успокаивающий», - поясняет он.

Соприкоснуться с народным творчеством предков мог каждый желающий. Ткачество - ремесло, которому нужно долго учиться, но это только на первый взгляд. На ярмарке специально для гостей воссоздали тканый уголок. За станком преподаватель народных ремёсел Юлия Касьянова. «На самом деле ткать очень просто. Но есть и свои трудности. Самое сложное - это сделать основу. А вплетать потом цветные нитки - самое простое. Этот процесс успокаивает, во время работы думают только о хорошем. Я, например, фантазирую, каким будет этот коврик, кому он достанется и как будет радовать своих хозяев», - делится своими секретами мастерица.

Символ поморского международного фестиваля - красная птица. Её на десятке воздушных шариков запускали в небо и изобразили на центральном панно, размещённом на праздничной сцене. Надежда Маркина, руководитель проекта «Поморский корень», рассказывает: «Вот на этом полотне находится 19076 квадратиков размером 3,5 на 3,5 сантиметра. Мы на него потратили около 80 метров ткани и около 60 катушек ниток». Оказывается, что только один эскиз «Красной птицы» прорисовывался несколько месяцев. Затем над полотном два года работали десяток пар женских рук.

Выступая на открытии фестиваля, глава региона Марина Ковтун отметила, что в дни его проведения поморское село преображается, играет красками народной песни и национальных костюмов. «Такие праздники представляют и объединяют то, что дорого нам всем: нашу историю, традиции и культуру. Всё это бережно хранят народные коллективы. А песня - это душа народа, в ней мы говорим о том, что понятно всем: о любви, ожидании, дружбе, работе, детях. Песня несёт всё самое сокровенное», - сказала Марина Ковтун. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру