Библия порта Мурманск

Нашему региону уделили внимание в новой редакции Транспортной стратегии на период до 2030 года

Нашему региону уделили внимание в новой редакции Транспортной стратегии на период до 2030 года

Мощность морских портов России к 2030 году может достичь 1,68 млрд тонн против первоначально планируемых 1,32 млрд тонн, сообщило в конце июня ФГУП «Росморпорт». Увеличение плановой мощности портов предусматривает новая редакция Транспортной стратегии на период до 2030 года, утверждённая распоряжением правительства РФ № 1032-р от 11 июня 2014 года.

Документ также предусматривает увеличение прогнозируемого объёма перевалки грузов морскими портами с 931 млн тонн до 1,29 млрд тонн в год.

Дальнейшему развитию российских портовых мощностей также призвана способствовать стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года, разработанная «Росморпортом» и одобренная Морской коллегией при правительстве РФ в сентябре 2012 года. «Документ станет основой для развития портовых мощностей в Российской Федерации в долгосрочном периоде в целях удовлетворения потребностей российской экономики, снятии имеющихся инфраструктурных ограничений, интеграции отечественных морских портов в мировое транспортное пространство и увеличения транзитного потенциала страны», ­ отмечается в сообщении.

Мы решили заглянуть в распоряжение под № 1032-р, чтобы узнать, а какова судьба Мурманска на ближайшую перспективу.

Что нас толкает в спину

Как констатируется в вводной части документа, в настоящее время российская экономика оказалась перед системным вызовом, характер и качество которого определяется сочетанием трёх фундаментальных факторов. Первый фактор - усиление глобальной конкуренции, охватывающей рынки товаров, услуг, капитала и других факторов экономического роста. Второй фактор - возрастание роли человеческого капитала в социально-экономическом развитии. Третий фактор - исчерпание источников экспортно-сырьевого типа развития, базирующихся на интенсивном наращивании топливного и сырьевого экспорта.

Одновременно в России появились существенные ограничения роста экономики, обусловленные недостаточным развитием транспортной системы. Сегодняшние объёмные и качественные характеристики транспорта, особенно его инфраструктуры, не позволяют в полной мере и эффективно решать задачи растущей экономики.

Назрела перестройка

Всё это требует от российского транспорта существенной перестройки.

Чтобы понять, почему в официальном документе упоминается слово «перестройка», надо познакомиться с анализом современного состояния и проблем развития транспорта в Российской Федерации, который приводится в распоряжении правительства.

Например, в настоящее время доля автомобильного (автобусного) транспорта в общем объёме пассажирских перевозок транспортом общего пользования составляет 57,8%. В структуре пассажирооборота 35,4% занимает железнодорожный транспорт, 29,4% - автомобильный транспорт и 22,6% - воздушный транспорт. Снижение в 2000 - 2007 годах на 42,5% объёма перевозок пассажиров, выполненных железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, связано с сокращением количества поездок льготных категорий пассажиров, изменением системы их учёта в результате введения единых социальных проездных билетов, а также с переходом на персонифицированный учёт.

Постоянный рост числа легковых автомобилей в личном пользовании граждан также оказывает влияние на снижение объёма работы, выполненной городским пассажирским транспортом. В 2007 году численность парка легковых автомобилей в России составила 29,4 млн единиц.

С начала осуществления программы экономических реформ доминирующее положение в сфере транспорта занял негосударственный сектор. Предприятиями негосударственных форм собственности в настоящее время выполняется: на автомобильном транспорте - 94,9% перевозок грузов и 18,5% перевозок пассажиров; на морском - соответственно 88,4% и 97,3%; на внутреннем водном - 97,7% и 90,4%; на воздушном - 87,1% и 77,8%; на промышленном железнодорожном - 85,6% перевозок грузов.

Машин много, дорог мало

В настоящее время по стране протяжённость проблемных в отношении пропускной способности мест составляет 8,3 тысячи километров, или около 30% протяжённости железных дорог, обеспечивающих около 80% всей грузовой работы железнодорожного транспорта.

До настоящего времени не завершено формирование опорной сети федеральных автомобильных дорог, связывающей все регионы России. Нормативным требованиям соответствует лишь около 38% автомобильных дорог федерального значения.

Сохраняется низкий уровень развития дорожной сети в аграрных районах, а также в районах Крайнего Севера, Республике Саха (Якутия), Магаданской области, Чукотском автономном округе и др. Из-за отсутствия дорог с твёрдым покрытием более 10% населения (15 млн человек) в весенний и осенний периоды остаются отрезанными от транспортных коммуникаций.

До настоящего времени 39 тысяч населённых пунктов с общей численностью населения до 2 млн жителей (в том числе 7,5% общего числа районных центров и 6,7% центральных усадеб сельскохозяйственных организаций) не имеют связи с транспортной сетью страны по автомобильным дорогам с твёрдым покрытием. Не завершено формирование опорной сети дорог в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Федеральные автомобильные дороги исчерпали свою пропускную способность. С превышением нормативной загрузки эксплуатируется 13 тысяч километров дорог, особенно на подходах к крупнейшим городам, что составляет почти 29% протяжённости сети. Местная дорожная сеть развита недостаточно, поэтому значительная часть локальных перевозок производится по федеральным дорогам. Ускорение автомобилизации страны пока не привело к соответствующему росту объёмов строительства и реконструкции дорожной сети, а ремонт автомобильных дорог в последние годы даже несколько сократился. При увеличении за последние 10 лет протяжённости автомобильных дорог общего пользования на 15% автомобильный парк вырос почти на 75%.

Шельф - наше счастье

Делать обзор всего документа - неблагодарное дело. Можно отметить, что в нём доминируют мероприятия, связанные с развитием Дальнего Востока и Сочи. Но не забыты и наши интересы - жителей Крайнего Севера и Мурманской области в частности. Вот на них и сделаем акцент. Например, в документе отмечается, что совершенствование инфраструктуры предполагается осуществлять в отношении всех видов транспорта. В сфере железнодорожного транспорта необходимо осуществить мероприятия по модернизации и развитию инфраструктуры для ликвидации «узких мест», среди которых указывается, что в целях обеспечения безопасного и бесперебойного движения поездов с установленными скоростями и нагрузками до 2015 года необходимо осуществить строительство второго мостового перехода через реку Шую на перегоне Мягренка - Кемь направления Санкт­Петербург - Мурманск. Планируется комплексная модернизация и развитие дорожной сети в крупнейших транспортных узлах России - городах Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург, Пермь, Ростов, Новороссийск, Мурманск, Владивосток и других.

В области развития мощностей морских предусматривается на Северном бассейне осуществить до 2015 года реконструкцию подходного канала порта Архангельск, развитие порта Мурманск. Предусматриваются реконструкция и строительство терминалов, обеспечивающих работу Северного морского пути.

В 2016 - 2030 годах продолжится развитие морских портов всех морских бассейнов страны. Новые перегрузочные комплексы будут строиться прежде всего на Севере и Дальнем Востоке страны в связи с освоением месторождений углеводородов, в том числе на континентальном шельфе, и их экспортом в иностранные государства.

Перекуём СМП в МТП!

В восьмом разделе распоряжения № 1032-р «Региональный аспект развития транспортной системы России» говорится, что развитие регионов Севера Европейской части России, большей части Сибири и Дальнего Востока, имеющих наибольший ресурсный потенциал и низкую плотность населения, будет направлено на освоение новых месторождений полезных ископаемых, в том числе на континентальном шельфе, и повышение качества жизни людей. В этих условиях приоритетное развитие получит железнодорожный транспорт, обеспечивающий экономически эффективное освоение крупных потоков массовых грузов, в том числе на экспорт. Будет обеспечено повышение надёжности и снижение стоимости жизнеобеспечения удалённых и труднодоступных районов страны. Также важную роль будет играть морской транспорт. Основной задачей является развитие судоходства по трассе Северного морского пути (СМП). В перспективе возможно его превращение в международный транспортный путь (МТП).

Мурманск встроен в экономику Северо-Запада

В документе указывается, что приоритетами развития транспорта в Северо-Западном федеральном округе являются создание и развитие скоростных перевозок пассажиров и грузов железнодорожным и автомобильным транспортом, модернизация и строительство новых портовых комплексов на Балтийском, Белом и Баренцевом морях с увеличением грузооборота к 2030 году портов Северного бассейна в 3,3 раза. Развитие транспорта в Республике Коми и Ненецком автономном округе будет ориентировано на обеспечение освоения месторождений полезных ископаемых и повышения доступности транспортных услуг для населения удалённых и труднодоступных районов. Эти регионы, а также Мурманская и Архангельская области имеют наибольшую потребность в развитии социально значимых пассажирских авиаперевозок.

В период до 2015 года в перечне основных направлений развития транспортной инфраструктуры в СЗФО упоминаются и строительство технологических линий Петяярви - Каменногорск, Мурмаши-2 - Лавна; строительство второго мостового перехода через реку Шую на направлении Санкт-Петербург - Мурманск; развитие Санкт-Петербургского и Мурманского железнодорожных узлов; строительство дополнительных главных путей на участках Мурманск - Петрозаводск.

По дорогам, воде и воздуху

В сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства предусматривается развитие автомобильных дорог в составе международных транспортных коридоров, обеспечение их соответствия требованиям к международным магистралям для интеграции в европейскую сеть автомобильных дорог, включая реконструкцию автомобильных дорог федерального значения, в том числе Р-21 «Кола» (в документе она ещё проходит как М-18. - Авт.); реконструкцию автодорожных подходов к государственной границе РФ на территории Ленинградской, Псковской и Мурманской областей, Республики Карелия.

В сфере воздушного транспорта наш регион тоже не забыли. Документом предусмотрено строительство и реконструкция объектов в аэропортах Санкт-Петербург, Калининград, Псков, Великий Устюг, Мурманск … Ухта.

А в сфере морского транспорта нас ждёт модернизация и строительство портовых терминалов по перевалке угля, контейнеров, нефти и нефтепродуктов в Мурманском транспортном узле; строительство терминала по перевалке сжиженного газа в посёлке Териберка; строительство морского порта в городе Беломорске, в состав которого войдут два грузовых района - специализированный угольный комплекс и универсальный комплекс; развитие Северного морского пути и инфраструктуры арктических портов.

В 2016 - 2030 годах основными направлениями развития транспортной инфраструктуры в Северо-Западном федеральном округе станут: в сфере железнодорожного транспорта - создание альтернативного транспортного направления с Урала в порты Белого и Баренцева морей; комплексная модернизация и развитие дорожной сети в Мурманском транспортном узле.

В сфере воздушного транспорта - развитие наземной инфраструктуры для осуществления региональных перевозок в Республике Коми, Ненецком автономном округе, Архангельской, Вологодской и Мурманской областях.

В сфере морского транспорта - развитие портов Мурманск, развитие Северного морского пути и инфраструктуры арктических портов.

Но есть риски реализации Транспортной стратегии

Реализация Транспортной стратегии сопряжена с рисками, сообщается в документе, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов. К таким рискам можно отнести макроэкономические, геополитические, операционные, социальные, техногенные и экологические риски.

Макроэкономические риски связаны с возможностью снижения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, кризиса банковской системы и возникновения бюджетного дефицита. Геополитические риски актуальны для всех видов транспорта. Успешная интеграция Российской Федерации в международную транспортную систему во многом зависит от стабильной политической ситуации в соседних регионах. Отмечу, что при составлении этого важного документа не учитывались последние события, связанные с Украиной. Так что эти прекрасные планы могут остаться на бумаге или могут быть серьёзно скорректированы для переориентации средств на Крым. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру