«Для нас очень важна ваша оценка»
Открывая мероприятие, заместитель председателя думы Надежда Максимова подчеркнула, что проведение публичных слушаний обеспечивает открытость исполнения областного бюджета, способствует диалогу государственных органов власти и общественности. «Они дают возможность представителям общественности высказывать свои мнения, пожелания, а в конечном итоге подготовить предложения и рекомендации по обсуждаемым вопросам. Для нас очень важна ваша оценка исполнения областного бюджета: что получилось, а над чем ещё предстоит потрудиться, обратить более пристальное внимание», - отметила она.
О законопроекте присутствующих проинформировал министр финансов области Роман Дурягин, который отметил, что отчёт об исполнении бюджета впервые представлен участникам слушаний в новом формате: авторы доклада постарались максимально доступно представить жителям области социально значимые итоги исполнения бюджета региона за 2013 год.
Министр финансов сказал, что исполнение бюджета было непростым, но он сохранил свою социальную направленность. Исполнение бюджета составило: по доходам - 41390,3 млн рублей или 98,6% от утверждённого, по расходам 47780,9 млн рублей или 94,6% от уточнённых бюджетных назначений.
Свыше 10 млрд рублей было направлено на расходы в сфере социальной политики, свыше 9 млрд рублей на образование, 4,7 млрд - на финансовую помощь муниципальным образованиям. Почти 7,5 млрд рублей из областного бюджета было направлено на выполнение «майских» указов президента РФ.
Министр образования и науки Мурманской области Наталья Карпенко заострила внимание на основных результатах исполнения бюджета в сфере образования. В частности, она отметила, что обеспечение детей от 3 до 7 лет местами в дошкольных учреждениях области составляет 96 процентов, ещё 830 мест планируется ввести в этом году.
Министр труда и социального развития Сергей Мякишев говорил о решении вопросов социальной поддержки северян.
«Бюджетный гид» в подарок
Участникам слушаний была представлена брошюра «Бюджетный гид: исполнение областного бюджета за 2013 год». После издания она будет распространена через сеть учреждений социальной сферы. Сейчас с брошюрой можно ознакомиться на интерактивном портале бюджетной системы Мурманской области «Бюджет для всех».
Как сказано в предисловии к брошюре, «настоящее издание призвано в наглядном и доступном формате представить информацию об исполнении областного бюджета за 2013 год». Далее также сказано, что данный формат представления информации является новым опытом работы для органов власти и важным результатом в сфере повышения прозрачности и публичности процессов управления бюджетными средствами.
Полистав электронную версию «Бюджетного гида», невольно отмечаешь огромный труд, который был затрачен на его подготовку, дизайнерские находки, большой массив информации, предоставленную возможность проведения сравнительного анализа показателей как по Мурманской области, так и по нашим соседям по СевероЗападу России. Но не стоит себя обманывать это издание не для массового читателя, оно предназначено для активной и подготовленной части населения, для тех, кого меньшинство.
Вопросов больше, чем ответов
Сегодня можно уверенно говорить о том, что институт общественных слушаний в нашем регионе и стране остаётся в большей мере формальным - для галочки. Это подтверждали и выступления участников важного мероприятия, которые старались высветить проблемы узкой направленности, а не оценить работу правительства по наполнению регионального бюджета, его расходованию, наличию негативных явлений в Мурманской области, которые выпирают из-за прекрасных диаграмм и таблиц с многочисленными цифрами.
Например, почему при такой позитивной социальной направленности бюджета, огромных средствах, потраченных на медицину и образование, прекрасных перспективах освоения Арктики население региона уменьшается? Рождаемость растёт, смертность падает, а северяне меняют наш «прекрасный» регион на более тёплые места. Почему по экспоненте растёт государственный долг Мурманской области? Кто будет его отрабатывать? Мои сыновья или внуки? Меня не радует ежегодный рост сумм на социальную поддержку жителей нашего региона, так как я начиню мучиться вопросами: «Население Мурманской области богатеет или беднеет? Северяне не могут себе заработать на нормальную жизнь? Пенсионеры Кольского полуострова нищие или богатые? У нас становится больше инвалидов и лиц, пострадавших от репрессий и других напастей?» Ответы я нахожу, в основном, безрадостные. А попробуйте однозначно ответить на вопросы: «Сделало ли выполнение майских указов президента РФ медицину и образование более доступными и лучшими? Повышение уровня зарплат у силовиков сделало ли нашу жизнь безопасней?»
Так же во время публичных слушаний мои тревоги подтвердила Валерия Бабурина, руководитель благотворительной организации «Улица», которая затронула проблемы помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы, социализации этих лиц. Она рассказала о недоступности юридической помощи для тех, кто ещё только готовится к выходу на свободу, об отсутствии жилья для лиц, вышедших из мест заключения. Прекрасно выступала руководитель клуба любителей животных «Романов-на-Мурмане» Евгения Романовская, которая поведала участникам общественных слушаний о канистерапии, когда собаки помогают больным детям преодолевать различные недуги. Собаки помогают, а медицина, получается, нет?!
Но эти активисты в своих выступлениях делали акцент на отстаивании интересов узких групп населения, а о болевых точках большинства почему-то никто не говорил. Такое впечатление, что дороги в Мурманской области находятся в прекрасном состоянии, что наши дворы, превратившиеся в отстойники для личного транспорта, всех устраивают, что нехватка мест в садиках при росте рождаемости мамочек не волнует, что затянувшееся решение кадровой проблемы нашей медицины делает нас здоровей и веселей…
Бюджетный ликбез по ЗАТО
Наш бюджет должен быть понятен не только финансисту, но и любому человеку, отметил в прениях Борис Пищулин, депутат Мурманской областной думы. Все мы, как жители и налогоплательщики, участники формирования областного бюджета. И сейчас мы движемся именно в этом направлении, отметил он.
Что ж, давайте с помощью специалистов контрольно-счётной палаты ЗАТО Александровск сделаем маленький шаг в этом направлении, проведём небольшой анализ расходования бюджетных средств в этом закрытом административно-территориальном образовании.
На сайте администрации муниципального образования опубликованы отчёты проверки целевого и эффективного использования средств местного бюджета ЗАТО Александровск, выделенных на обеспечение деятельности управления образования ЗАТО Александровск за 2012-2013 годы и на реализацию долгосрочной целевой муниципальной программы «Обеспечение собираемости платежей населения за оказанные жилищнокоммунальные услуги в ЗАТО Александровск» в 2012 году.
Конечно, эти многостраничные документы выглядят не так доходчиво и красиво, как брошюра «Бюджетный гид: исполнение областного бюджета за 2013 год», но по насыщенности информацией, выводам - однозначно её превосходят.
Например, проверкой долгосрочной муниципальной целевой программы «Профилактика правонарушений в ЗАТО Александровск за 2010-2012 годы» контролёрами выявлено: «…нарушение бюджетного законодательства в части принятия и исполнения бюджетных обязательств, неправомерная оплата работ по монтажу системы видеонаблюдения без заключения контракта в сумме 2789884,0 рубля... 17я камера системы видеонаблюдения не поставлена; вместо 24-канального сервера, предусмотренного техническим заданием контракта, установлен 16-канальный. В рамках проверки при выходе на объект по АПК «Безопасный город» выявлены 7 неработающих видеокамер (из 16 установленных)… При разработке мероприятий программы предусмотрены средства на приобретение оргтехники, канцелярских товаров, ремонт помещений и приобретение четырёх легковых автомобилей. Указанные мероприятия являются элементами сметной деятельности и не способствуют достижению поставленных целей и задач целевой программы «Профилактика правонарушений», считают специалисты КСП ЗАТО Александровск.
А ещё интересней читать результаты проверки деятельности управления образования за 20122013 годы. Контролёры считают, что нарушения допускались в начислении зарплаты, премий и оплаты проезда работников образования ЗАТО. Только на неправомерные выплаты потрачено порядка миллиона бюджетных рублей, на единовременное денежное поощрение - около 452 тысяч. В управлении образования экономия средств по одним статьям перебрасывалась на выплату зарплаты, а нескольким сотрудникам сферы образования оплачивалась дорога за пределы России, сумма переплаты составила 67 тысяч рублей.
Ещё более интересные факты были выявлены при проверке работы директора спортивной школы Полярного. Члены КСП, например, в отчёте отмечают, что спортшколой в отчётном периоде приобретались бокалы, скатерти, штопор...
Проверяющие нашли товарные чеки, не подтверждённые кассовыми чеками, одного полярнинского магазина на значительные суммы. При этом этот магазин торгует только пищевыми продуктами. А согласно товарным чекам закупались: магниты, сувениры, часы, календари, канцтовары.
На внушительные суммы спортшкола покупала и стройматериалы. По одному из актов выполненных работ в спортшколе должны быть проложены оцинкованные покрашенные трубы, а на деле стоят трубы пластиковые, покраска по ним не производилась. В общей сложности около 100 тысяч потрачено на работы, которые не выполнялись.
И это только маленький пласт нарушений, «незначительных» бюджетных потерь в системе образования ЗАТО Александровск. Кто хочет узнать, куда уходят миллионы бюджетных рублей, должен внимательно просмотреть второй отчёт КСП об итогах проверки расходования средств, выделенных на реализацию долгосрочной целевой муниципальной программы «Обеспечение собираемости платежей населения за оказанные жилищно-коммунальные услуги в ЗАТО Александровск» в 2012 году.
Верхи не хотят, низы не могут
Не надо думать, что нарушения, которые были выявлены контрольно-счётной палатой ЗАТО Александровск, являются какимито редкими или относятся только к отдельным муниципалитетам. О миллиардных потерях бюджетных средств нам многократно сообщала и Счётная палата РФ, но примеров наказания нечистоплотных чиновников очень мало, следственные дела идут настолько долго, что происходит естественный разрыв в цепочке: преступление - наказание. Поэтому у граждан создаётся искажённая картинка безнаказанности представителей власти.
Сегодня для части граждан ясно, что власть, заявляя об инициировании широкого диалога с общественностью, не готова реализовывать на практике свои заявления. Да и общественные институты не готовы серьёзно участвовать в этом процессе. Власть нам показывает, например, общественные слушания по бюджету, что она готова слушать представителей охлократии, но уж никак не слышать их. Но и гражданское общество, поставленное в зависимое положение от работодателей (и главного в лице государства), не готово сплотиться и потребовать социальной ответственности от власти и бизнеса, установить реальный контроль их деятельности. При этом социологи отмечают весьма критичное отношение россиян к нынешнему государству, так как легитимно и одобряемо для них только такое государство, которое на первое место ставит не интересы государственного аппарата, бюрократии, а интересы той самой главной общности, которая определяется понятием «народ».