Нельзя быть вечно полубеременным

Рыбаки будут голосовать за того кандидата в губернаторы, который пообещает решить их проблемы, - Вячеслав Зиланов

Рыбаки будут голосовать за того кандидата в губернаторы, который пообещает решить их проблемы, - Вячеслав Зиланов

На конференции, посвящённой развитию аквакультуры в России, руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков отметил, что должен остаться исторический принцип распределения квот, так как именно он доказал свою эффективность в прошлом и однозначно позволит отрасли продолжить развитие в будущем. О том, насколько важно применять именно исторический принцип, и о том, какие ещё проблемы волнуют рыболовное сообщество Северного бассейна, рассказал нашей редакции председатель Координационного совета ассоциаций и объединений рыбной промышленности Севера Вячеслав Зиланов.

- Сейчас пользователи наделяются ресурсами на 10 лет. Этот срок заканчивается к 2018 году. Мы, старшее поколение, а также рыбопромышленники, которые работают на производстве, выработали свою позицию: исторический принцип должен быть сохранён, и период его увеличен до 25 лет. Почему? Потому что, когда рыбак знает, что он сегодня ловит рыбу, завтра будет ловить и ещё 20 лет, он будет бережно относиться к рыбным ресурсам - вылавливать столько, сколько положено, не нарушая экологическую составляющую. Второе - рыбопромышленник, который получил квоты на 25 лет, он будет модернизировать и приобретать новые суда. И третье - это создаёт экономическую устойчивость. У рыбака есть семья, и если семья знает, что будет доход на 25 лет вперёд, - это важно, в семье будут понимать, что могут воспитывать детей, что их не застанет кризис и безработица. Эта задача стоит сегодня перед правительством и нами - рыбаками. Мы высказали свою точку зрения и считаем, что президент Российской Федерации нас услышал, поскольку он тоже рыбак, хоть и любитель.

- Эту тему поднимают на высоком уровне, но у рыбаков Северного бассейна есть и другие проблемы?

- Вторая проблема - это так называемые незаходные суда. Дело в том, что в последние годы флот наш модернизирован в большей своей части, был приобретён ряд новых судов. Но в соответствии с определёнными нормативными документами при заходе такого судна, модернизированного или приобретённого за рубежом, судовладелец должен заплатить 18% сразу же налог на добавленную стоимость и 5% ­ пошлину. Получается - 23% от стоимости. Если он приобрёл судно за 100 миллионов долларов, то должен сразу заплатить 23 миллиона. Где взять эти деньги? В кредит. Вот и добавляйте сразу ещё 15% минимум. Другими словами, создаётся такая экономическая модель, которая не стимулирует заходы этих судов в наши российские порты. И эти суда, хоть и ходят под российским флагом, идут не к нам, а в иностранные порты, в тот же Киркенес, который в пяти часах ходу от Мурманска. Таких судов на Северном бассейне более 70, и ежегодно они оставляют в иностранных портах от 5 до 7 миллиардов рублей - это обслуживание, закупка материалов, топливо. Представляете, сколько теряет наш порт. Мы ставили неоднократно этот вопрос перед правительством. И наш врио губернатора Марина Ковтун при встрече с председателем правительства Дмитрием Медведевым ставила этот вопрос. Мы так говорим: сделайте нам амнистию, пусть те суда, которые построены, допустим, до 1 января 2015 года, при заходах в российские порты никаких таможенных сборов и добавленной стоимости не оплачивают. Решение этого вопроса оживит Мурманский порт, и оживится наша жизнь в нашем городе. Возражения против такой модели встречаются в Минфине, они говорят - выпадающие налоги. Но ведь никто не получает эти налоги последние 25 лет. Сейчас опять прорабатывается вопрос. Но я считаю, хватит уже прорабатывать, надо решать. Нельзя быть вечно полубеременным, наступает момент, когда ребёнок должен быть или рождён, или не рождён. Так и правительство должно определиться в этом вопросе, и мы думаем, что, прежде всего, оно должно определиться в пользу рыбаков.

Третий вопрос тоже имеет немаловажное значение. Это доставка рыбы в российские порты из районов промысла северного рыболовного флота. Мы ведём промысел в двухсотмильной зоне РФ, ведём промысел в двухсотмильных зонах других государств: Норвегии, Фарерских островов, Гренландии, Канады и районе действия договора по Шпицбергену. Существующий закон РФ обязывает всю продукцию, которая добывается в двухсотмильной экономической зоне, поставлять на российский берег. Я думаю, эту норму мы все принимаем. Но нас ещё обязывают доставлять рыбную продукцию и из других районов Мирового океана. Это несправедливо по отношению к нам, например, дальневосточные рыбаки вылов везут только из своей двухсотмильной зоны.

- В чем же минус? В потерях?

- Доставляя рыбу из отдалённых районов, мы на переходах теряем время. Теряем и промысловое время, и затраты растут. Только по этой причине ежегодно мы теряем до миллиарда рублей в год. Соответственно, прибыль падает, снижаются налоги на прибыль. Мы просим эту норму пересмотреть. Мы льготы никакие не просим, но просим привести норму на справедливую основу. Наконец, ещё есть одна проблема, которая касается всей российской рыбной промышленности. Это оживление рыбной переработки на берегу. К этому вопросу по-разному подходят. Считают, что все рыбаки должны рыбу везти на переработку на берег. Но кто так считает, забывает о том, что каждый корабль - это и рыбоперерабатывающая фабрика. В Мурманской области из 40 тысяч тонн филе более 30 тысяч тонн вырабатываются на судах. Зачем же везти сырьё для переработки на берег, если можно переработать в море? На кораблях вырабатываются и консервы. Лучшего качества печень трески делается на корабле. Мы говорим, что развитие рыбопереработки должно идти за счёт рыб, которые добываются в реках и озёрах, сырья, которое добывается прибрежным флотом, и сырья, которого у нас попросту нет, но которое может закупаться за рубежом, и ещё - за счёт прудового выращивания рыбы и аквакультуры. К рыбопереработке нужно относиться взвешенно. Зачем же в Мурманске перерабатывать кильку, если она с меньшими затратами может перерабатываться в средней полосе?

- Вячеслав Константинович, вы отмечали ещё одну проблему - квоты под киль. Можно сказать, что отрасль не один год лихорадит от предложений по выдаче промысловых лимитов под строительство судов на российских верфях. Расскажите подробнее.

- Это очень важный вопрос, и сейчас он полурешён. В своё время было провозглашено, что тот, кто будет строить суда на российских верфях, будет получать дополнительные квоты. Это так называемые квоты под киль. Мы считаем, что это неправильное направление, - административное давление на судовладельцев и рыбопромышленников. Мы не отказываемся заказывать суда на российских верфях, но они должны быть хорошего качества и по доступной цене. Стимулировать квотами, чтобы строили суда, - это мы так создаём великолепную коррупционную систему. И получается, вы вынуждены брать некачественные суда, квоты не будут использоваться и так далее. Этот набор проблем, как лакмусовая бумажка. Нам сейчас говорят, вот осенью выборы будут губернатора… Спрашивают, кого поддержим. А мы поддержим того кандидата, который возьмёт на себя обязательство эти проблемы решить. И пусть хотя бы одну решит до выборов, но по всем четырём-пяти обозначит свою позицию. Вот тогда мы увидим, что этот кандидат собирается сделать. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру