У каждого рыбака есть секреты

Вячеслав Зиланов, председатель Координационного совета ассоциаций и объединений рыбной промышленности Севера, презентовал новую книгу «Тайны рыболовной дипломатии»

Вячеслав Зиланов, председатель Координационного совета ассоциаций и объединений рыбной промышленности Севера, презентовал новую книгу «Тайны рыболовной дипломатии»

По словам автора, эта книга далека от документалистики, это своеобразная компиляция рабочего опыта, собственных взглядов и наблюдений. В сфере рыболовного законодательства и международных связей Вячеслав Константинович Зиланов проработал почти полвека - срок достаточный, чтобы разгадать многие тайны.

- Вячеслав Константинович, какие тайны вы открываете в книге?

- Я вам отвечу так: у каждого рыбака есть секреты, даже если он ловит на удочку. У него всегда есть секреты: своё место, своя наживка, свои крючочки, своя приманка. В большом рыболовстве эта тайна закрыта большой толщей воды. Рыболовство - это древняя профессия, но формирование дипломатических отношений в области рыболовства между странами - это новое явление, которое для нашей страны появилось во второй половине ХХ века. Тогда бурно начало развиваться морское рыболовство, мы вышли в Мировой океан, мы вышли к берегам других государств. Нам были доступны все океаны и моря. Но корабли имеют одно свойство - всегда надо возвращаться в порт, всегда - опираться на берег. И там, где мы вели промысел, нужно было устанавливать дипломатические отношения с теми или иными прибрежными государствами. Это задача государственная, но в области рыболовства это упало на рыбаков. Так стала формироваться рыболовная дипломатия. Она слабо освещена в средствах массовой информации. В основном говорят, какого качества рыба, сколько она стоит. А о том, как рыба добывается, как через дипломатические приёмы отстаиваются интересы нашего рыболовства, - говорят мало. Поэтому я взял на себя обязанность написать эту книгу и рассказываю, как рыболовная дипломатия устанавливалась на Севере с нашими соседями - с Норвегией.

- Вы же были одним из первых, кто участвовал в таких переговорах в 1960 году?

- Впервые я столкнулся с рыболовными отношениями с Норвегией в 1956 году, ещё будучи студентом рыбопромышленного техникума, когда мы узнали, что впервые норвежская береговая охрана захватила плавбазу «Тамбов» и 13 наших средних рыболовных траулеров. Это было первое знакомство с рыболовной дипломатией: как произошло, почему произошло? На каком основании норвежцы арестовали наши суда? Что нужно делать, чтобы их освободить?

Я, конечно, как студент в том процессе не участвовал, но внимательно за ним следил. А уже потом, когда я приехал работать на Север, это было в 1957 году, в 60-х годах Министерство рыбного хозяйства СССР начало привлекать специалистов Северного бассейна к решению целого ряда вопросов, связанных с международным рыболовством. Так я и был включён в этот трудный, очень многообещающий процесс. За этот период с задачами по отстаиванию рыболовных интересов нашей страны я побывал в более чем 50 странах мира, участвовал в заключении целого ряда межправительственных соглашений. Это и позволило мне накопить материал, который нигде не публиковался. Он и отображает некоторые тайны рыболовной дипломатии. Эта книга будет полезна рыбакам, думаю, к ней обратятся студенты наших морских вузов.

- А какие у нас отношения в области рыболовства с Украиной? Влияют ли на них политические аспекты?

- С Украиной у нас есть соглашения, сейчас они заморожены. Что касается рыболовства Украины, то оно базировалось на вылове в Чёрном море. Ходили украинские суда во времена СССР в открытую часть Мирового океана, в частности, в район Антарктики. Сейчас для нас главное - восстановить те связи, которые имеются теперь уже в нашем Крыму. Там есть рыбные ресурсы, вылавливается около 50-70 тысяч тонн в год. Эта продукция должна найти рынок сбыта в России. Здесь тайн никаких не будет, а будет повседневная работа.

- А в связи с этими событиями - не будет ли проблем с другими странами? В принципе, как часто возникают конфликты?

- Вы знаете, это повседневная работа нашей рыбной промышленности, в частности её штаба - Росрыболовства, именно там концентрируется разработка идей для осуществления дипломатических связей. Проблемы всегда есть при морском рыболовстве. Они есть и у нас здесь, рядом - в Баренцевом море. Самый больной участок - это район договора о Шпицбергене 1920 года, в соответствии с которым страны-участники договора имеют равные права на использование минеральных и рыболовных ресурсов в этой части океана. К сожалению, Норвегия объявила в 1977 году так называемую рыбоохранную зону, в которой она осуществляет юрисдикцию в области рыболовства. А это значит, что она устанавливает законные правила рыболовства и контролирует их. Получается, что при нарушении этих правил каким-либо судном или при подозрении в их нарушении Норвегия арестовывает суда в этом районе. С таким режимом рыболовства и с таким подходом норвежцев не был согласен Советский Союз. Сразу после введения Норвегией в одностороннем порядке двухсотмильной рыбоохранной зоны советское правительство через посольство в Осло направило ноту протеста, в частности, там были слова, что Советский Союз примет все меры для обеспечения своих национальных интересов, а следовательно, и в области рыболовства. Эту же позицию занимает и Россия. Пока мы находим хрупкое равновесие в этом вопросе с Норвегией. Отмечу, что договор о разграничении Баренцева моря, который был заключён в 2010 году, сразу скажу, я считаю его ущербным для российской стороны, обязывает норвежцев создать такие условия, при которых мы можем продолжить осуществлять рыболовство в этом районе.

Есть конфликты и в других частях Мирового океана. В частности, есть определённые трудности в ведении промысла в Беринговом море, где разграничение произошло с Соединенными Штатами на условиях, которые не очень отвечали интересам российской стороны. Проблемы сейчас возникают в Арктике, где за пределами двухсотмильной зоны есть открытая часть, и имеются определённые опасения, что в этой открытой части может начаться нерегулируемый промысел морских живых ресурсов, что не отвечает интересам ни России, ни Норвегии, ни Канады и США, ни Дании. То есть все пять приарктических государств заинтересованы в сохранении арктической среды, они заинтересованы в рациональном ведении промысла в этом районе Мирового океана.

В других районах Мирового океана, где мы раньше вели промысел, а теперь эпизодически выходим, тоже есть проблемы. Но это жизнь. Если ставятся проблемы, надо находить решения с помощью дипломатии. Большой дипломатией занимается государство, по поручению государства Министерство иностранных дел РФ. Но объём рыболовства настолько большой, что рыболовная дипломатия вылилась в самостоятельное направление.

- Вячеслав Константинович, а продолжаете ли вы и сейчас работать в этой сфере?

В агентстве Росрыболовства имеется специализированное управление по международным связям. Привлекаются к этой работе рыбаки-практики, капитаны судов, ассоциации и объединения. Когда возникают вопросы, в которых я, по мнению руководства агентства, компетентен, ко мне обращаются. И я с удовольствием делюсь опытом и теми аналитическими подходами в этой области, которые у меня накопились.

- Вы входите в новый Консультационный совет при Росрыболовстве?

- Консультационный совет только создан. Состав будет утверждаться в ближайшее время. Я не хочу предсказывать события, но я знаю, что в проект этого состава я внесён. Считаю, что создание такого совета - правильное решение, чтобы руководитель агентства опирался на мнение специалистов с большим опытом работы в решении тех или иных вопросов, которые связаны не только с внешними делами в области рыболовства, но и в области внутренней политики, внутреннего развития нашего рыбного хозяйства.

Наша справка

Зиланов Вячеслав Константинович, председатель Координационного совета ассоциаций, объединений и предприятий рыбной промышленности Северного бассейна (КС «Севрыба»), член Совета по развитию рыбохозяйственного комплекса России, заслуженный работник рыбного хозяйства России.

Трудовую деятельность начал в 1957 году лаборантом, техником-ихтиологом, помощником капитана по научной работе на поисковых и научно-исследовательских судах рыбопромысловой разведки Главка «Севрыба» и Полярного научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии имени Н.М. Книповича (ПИНРО, г. Мурманск). В последующем прошёл путь от инженера до начальника Северной рыбопромысловой разведки Главка «Севрыба». Руководил поисковыми, рыбопромысловыми морскими экспедициями, участвовал в открытии новых объектов и районов промысла в Мировом океане.

С 1977 по 1992 год по переводу работал в аппарате Министерства рыбного хозяйства СССР в должностях заместителя, затем начальника Управления внешних связей и генеральных поставок, с 1988 по 1992 год заместителя министра рыбного хозяйства СССР, с 1992 по 1997 год - заместителя председателя Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству.

С 1997 по 2013 год (с перерывами) являлся советником, помощником членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Мурманской области, а с 2003 года по 2008 год был заместителем губернатора Мурманской области, руководителем департамента продовольствия, рыбного и сельского хозяйства - членом правительства Мурманской области. С 2008 года по настоящее время - председатель КС «Севрыба».

Продолжает вести научную работу по проблемам использования живых ресурсов Арктики и прилегающих морей в МГТУ (г. Мурманск); является членом ряда комиссий, советов по формированию законодательства в сфере рыболовства и использования ресурсов Мирового океана Госдумы, Совета Федерации и правительства России.

Имеет государственные и правительственные награды СССР, России и ряда зарубежных стран, грамоты и дипломы федеральных и региональных органов власти и зарубежных организаций. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру