Больше года прошло с момента, когда министр здравоохранения Вероника Скворцова предложила полностью запретить рекламу лекарств. Инициатива главы Минздрава сразу вызвала многочисленные дискуссии в фарминдустрии, но законодательно так и не оформилась, однако до сих пор сторонники и противники продолжают выдвигать аргументы «за» и «против» этой неоднозначной идеи.
Полный запрет рекламы, по мнению чиновников от здравоохранения, должен уменьшить размеры коррупции в сфере оборота лекарств, а также призван постепенно отучить население страны от самолечения, которое действительно широко распространено.
В марте этого года ФОМ опубликовал данные соцопроса, согласно которым самолечением предпочитают заниматься 51% россиян. Исследование показало и основные причины, по которым люди избегают посещать врачей, - очереди в медучреждениях, нехватка времени, отсутствие денег на лечение, а также недостаточный уровень профессионализма медиков. Ряд экспертов дают более серьёзные данные - до 70% россиян предпочитают лечиться самостоятельно, при выборе лекарств руководствуются не рекомендацией врачей, а рекламой и советами знакомых.
«К сожалению, наши граждане в своей массе предпочитают лечиться именно в аптеке, а не в поликлинике. Всемирная организация здравоохранения даёт определение термина «самолечение» как разумное применение пациентом лекарств, находящихся в свободной продаже. Однако наше российское самолечение, напротив, чаще всего выглядит как неразумное и безответственное», - утверждает эксперт, директор Национальной дистрибьюторской компании Настасья Иванова.
Данные эксперта подтверждает неутешительная статистика, согласно которой неправильное употребление лекарств при самолечении является пятой причиной смертности после травматизма, болезней системы кровообращения, онкологии и заболеваний органов дыхания.
Поможет ли реализация антирекламной инициативы Минздрава уменьшить эти страшные данные - большой вопрос. Что с большой вероятностью может произойти после запрета рекламы, по общему мнению специалистов, так это ограничение конкуренции и рост цен на лекарства. Фармкомпании будут увеличивать расходы на новые схемы маркетинга и продвижения, в т.ч. используя блоги и социальные сети, незаконное лоббирование своих интересов среди чиновников и врачей и т.д. Новые затраты неизбежно будут включены в стоимость препаратов.
Эксперт рынка Анатолий Новиков отмечает, что инициатива по полному запрету рекламы лекарств вряд ли будет полезна. «Безрецептурные препараты - в целом безопасные в плане самостоятельного лечения лекарства. Для того чтобы не было опасных последствий, необходимо внимательно читать инструкцию, в первую очередь показания, дозировки и противопоказания, и ответственно принимать решение о самолечении. Даже обычный аспирин может стать ядом, если превысить стандартную дозировку». По мнению эксперта, проблема бесконтрольного потребления населением лекарств в нашей стране есть, но бороться с ней необходимо не полным запретом рекламы. «Более актуальной инициативой стало бы введение жёсткого контроля за нелегальными продажами лекарств через Интернет, где более половины продукции является контрафактной. Также нужно внимательнее следить за неконтролируемой продажей рецептурных лекарств», - отмечает специалист.
Эксперты дают несколько советов, как сделать самолечение неопасным и действительно «разумным».
• Постарайтесь понять причину недомогания.
• Не следует принимать лекарство при первом же неприятном ощущении.
• Точно соблюдайте инструкцию, обратите внимание на побочные действия и противопоказания.
• Не допускайте передозировки.
• Приём сразу нескольких препаратов несовместим (инструкция, раздел «взаимодействие»).
• Не следует использовать лекарство «на всякий случай».
• Необходимо обратиться к врачу, если улучшение не наступает в течение трёх дней, а также, если во время самолечения появляются новые проблемы.