Росрыболовство - назад в будущее

Валентин Балашов, эксперт по международному морскому праву и рыболовству, оценивает последствия изменений в структуре государственного управления рыбным хозяйством

 

Валентин Балашов, эксперт по международному морскому праву и рыболовству, оценивает последствия изменений в структуре государственного управления рыбным хозяйством

Российское рыболовное ведомство весной 2012 года поставило очередной национальный рекорд. Одиннадцатая реорганизация за 20 лет. Росрыболовство снова подчинили Министерству сельского хозяйства РФ. Работники рыбной промышленности, специалисты, простые рыбаки-любители уже устали искать смысл в смене вывесок на государственных зданиях и эполетов на униформе инспекторов рыбоохраны.

Время летит быстро - на дворе уже весна 2014-го. С вопросом об изменениях в системе управления рыбным хозяйством наша редакция обратилась к Валентину Валентиновичу Балашову - эксперту по международному морскому праву и рыболовству, экс-руководителю Баренцево-Беломорского территориального управления Росрыболовства.

- Валентин Валентинович, что, на ваш взгляд, означают для людей, работающих в рыбной отрасли, произошедшие в 2012 году в структуре государственного управления рыбным хозяйством изменения?

- Ничего это для них не означает. Люди привыкли к постоянным изменениям и указов не читают. Они просто каждый день несут свою вахту, добывают рыбу, производят из неё продукты питания и живут своей жизнью. Тратить время на поиск логики решения о передаче ответственности за развитие рыбной отрасли от одного министерства или ведомства другому они не будут, так как это не имеет для них никакого практического значения. Для разного рода начальников эта тема может быть и интересна. Особенно для новичков. Могу сказать: ничего трагического не произошло, всё это уже было.

- Что было? Можно подробней?

- Давайте подробней. Рыболовство уже было в Минсельхозе до 2007 года, причём несколько раз. И тогда, как и теперь, шла работа в обычном режиме. В 2004 году был подготовлен и принят «Закон о рыболовстве», за рыбаками закреплены доли квот на пять лет, проводились международные мероприятия, определялся ОДУ, работала система рыбоохраны и т.д. и т.п. В 2006 году начали создавать в регионах территориальные управления Росрыболовства. Их создание инициировало правительство России, многие подзабыли уже, что именно министр сельского хозяйства Гордеев Алексей Васильевич сделал это, понимая необходимость и важность этого решения для рыбаков всей страны. Кто бы и что ни говорил теперь, и в то время выстраивались единая, согласованная с рыбацкими общественными организациями и регионами политика и механизм совершенствования системы государственного управления и развития рыбного хозяйства страны.

Да, действительно, после «признания независимости» Росрыболовства в сентябре 2007 года было много искренней радости в отраслевом сообществе, порой даже эйфории. Как бы ни хотелось кому-то сегодня покритиковать, а сделано было в эти годы действительно очень много полезного для рыбного хозяйства страны. Но жизнь, как обычно, оказалась сложнее.

- В феврале 2012 года делегаты III Всероссийского съезда работников рыбного хозяйства предложили создать своё Министерство рыбного хозяйства, как это было в советское время, и сконцентрировать в одном ведомстве решение всех вопросов управления и развития отрасли. Рыбаков не услышали?

- Рыбаков услышали. Министерство есть. Кого-то не устраивает название? Но это совершенно другой вопрос, вполне возможно требующий внимательного изучения. Действительно, в некоторых прибрежных странах подобные государственные ведомства имеют названия, прямо отражающие соответствующие отрасли экономики. Это правильно. Это на практике упрощает решение рыбацких задач как внутри страны, так и на международной арене. В частности, делает эффективней ведение переговоров на высоком уровне, организацию международных мероприятий по вопросам мирового рыболовства и торговли, в том числе участие в работе специализированных морских и рыболовных структур ООН. На мой взгляд, следовало бы всё-таки учитывать, что Россия граничит с двенадцатью морями трёх океанов и имеет рыболовные и торговые интересы в различных частях Мирового океана. Кроме этого, в Морской коллегии при правительстве России ведомство с соответствующим названием выглядело бы убедительней, чем просто Минсельхоз. Согласитесь, что к Мировому океану и морским делам в Морской коллегии такое название не очень подходит. Вообще, не зря же на флоте говорят: «Как судно назовёшь - так у него и судьба сложится».

- Вопросами развития рыбного хозяйства огромный Минсельхоз серьёзно заниматься не сможет и не будет. В АПК страны проблем выше головы.

- Несерьёзно. Оглянитесь вокруг - рыбаки уходят в море, предприятия работают, международные мероприятия проходят, отрасль идёт вперёд несмотря ни на что. Доверие к отраслевой власти? Скажу так: в жизни от людей всё зависит. Никто в последнее время ничего плохого из кабинетов аграрного министерства в адрес рыбаков и рыбного ведомства не сказал. Поэтому, если у рыбных начальников есть профессиональное понимание того, как создать в стране современную рыбную промышленность, если есть способности реализовать всё это, а самое главное - есть настрой на командную работу, то и работа внутри министерства выстроится, и отношение к рыбной отрасли со стороны других федеральных ведомств изменится. Рыбаки только выиграют от этого. Но, ещё раз повторю, главное - не надо пытаться постоянно оглядываться назад, грустить и нагнетать ситуацию по существу принятого в 2012 году решения. Надо прекратить «дискуссию о независимости» и профессиональней заниматься практической работой в структуре Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и усиливать отраслевые возможности, пользуясь мощью и статусом Минсельхоза.

- Некоторое время назад Росрыболовство доказывало необходимость усиления ведомства такими функциями, как судостроение, судоремонт, рыбопереработка, транспортировка и хранение рыбной продукции, регулирование торговли рыбой. С 2007 года озвучивались идеи создать государственную рыбодобывающую компанию «Росрыбфлот», национальную биржу по торговле рыбным сырьём, сеть магазинов «Океан». Будут ли теперь, по вашему мнению, реализовываться эти идеи?

- Органы государственного управления по своей природе всегда стремятся получить как можно больше полномочий. Всё вполне объяснимо - это дополнительная власть, статусные ритуалы, госпрограммы, которые за всем этим следуют. Для достижения этого используются, как правило, самые разнообразные и «смелые» аргументы, порой выдавливающие из доверчивых слушателей скупую мужскую слезу и «свежий» административный порыв. Например, можно громко говорить: «Рыболовный флот. Всё ржавое и старое. Перевозки рыбы по стране ­ железная дорога «ломит» тарифы, складов нет, рефрижераторных вагонов нет. Торговля - кругом одни сетевые жулики и спекулянты, заоблачные цены, на прилавках рыбные подделки. Караул! Надо что-то делать, надо регулировать эти процессы - дайте нам дополнительные полномочия!»

Если говорить серьёзно, то полномочий уже достаточно для того, чтобы решать оставшиеся ещё нерешёнными рыбацкие вопросы, включая выше перечисленные. Имеющимися полномочиями ещё надо уметь распорядиться. Соглашусь с тем, что до мая 2012 года Агентству действительно не хватало формального статуса, аппаратного веса («приставной стульчик в правительстве»), возможно, ещё чего-то не хватало. Теперь всё есть - министерство.

- На ваш взгляд, чего ожидать рыбакам, ускорится ли в Минсельхозе решение вопроса о порядке ведения прибрежного рыболовства?

- Уже ускорилось. В 2013 году внесены соответствующие поправки в «Закон о рыболовстве». Хотя проблемы и разные взгляды на этот вид рыболовства ещё остались.

Вообще-то вопрос о прибрежном рыболовстве имеет свои корни, которые уходят в начало двухтысячных ­ в разделение полномочий между центром и регионами, в выборы, в резкое увеличение объёмов прибрежных квот и передачу полномочий в субъекты, в расширение районов промысла, а также перечня типов судов и т.п. Если говорить конкретно, то, на мой взгляд, в наше время юридические формулировки понятия «прибрежное рыболовство» должны быть отражены в двух документах: общее понятие - без каких-либо ограничений этого вида рыболовства - в федеральном законе о рыболовстве с отсылкой к бассейновым Правилам рыболовства. А конкретные условия ведения прибрежного рыболовства должны быть отражены в бассейновых Правилах, которые определяются в первую очередь региональными властями. Кто как не руководители регионов со своими специалистами, учёными и рыбопромышленниками знают лучше других, какую рыбу, на каких судах ловить, как и где её шкерить - на борту или на берегу, куда и каким образом потом её везти, выгружать, перегружать, продавать или сразу пускать в употребление. На мой взгляд, вопрос этот, опасно запущенный, наносящий ущерб прибрежным рыболовецким компаниям, береговым фабрикам и территориям, раздражающий рыбаков, давным-давно уже решить можно было. Типичный пример безразличия и безответственности.

Но это ещё на самом деле вопрос гораздо больший, чем «прибрежка». Дело всё в том, что в результате многолетней работы по «снятию» административных барьеров в целом сложилась довольно грустная ситуация с различного рода контролёрами рыбного хозяйства. Стыдно говорить - в 2014 году российские рыбаки боятся ловить рыбу в российской экономической зоне и предпочитают ей норвежскую, боятся заходить в российские порты и предпочитают им иностранные. Самое простое - это обвинять в этом рыбаков. Но это уже не смешно.

Вне всякого сомнения, ситуацию надо менять, совершенствовать систему контроля, иначе она окончательно раздавит отрасль и приведёт, в конце концов, к росту импорта рыбной продукции.

- Валентин Валентинович, а что вы думаете о развитии аквакультуры в новых условиях работы?

- Да никакие они не новые. Нормативную базу под рыбопромысловые участки для марикультуры, если мы говорим про Мурманскую область, начинали делать ещё в 2005 году в Министерстве сельского хозяйства РФ, с участием нашего местного департамента рыбной промышленности. А сегодня ответить на этот вопрос проще всего. Насколько я знаю, в Министерстве сельского хозяйства очень давно ведётся работа в этом направлении, активно работает ассоциация предприятий по искусственному выращиванию рыбы «Росрыбхоз». Да, они морем не занимались. Но в последнее время и Росрыболовство выделяло ряду крупных национальных компаний по производству рыбных продуктов питания участки в Баренцевом море для искусственного разведения атлантического лосося. Без малейшего преувеличения могу сказать, что начинается настоящий промышленный рывок в выращивании и производстве продукции из деликатесной красной рыбы России. Мурманская область уже лидер. Перевод продукции аквакультуры в категорию сельхозпродукции и дальнейшее совершенствование нормативной базы позволит предпринимателям получить дополнительные возможности для развития этого производства.

- Валентин Валентинович, скажите, на ваш взгляд, эти все «реорганизации» рыбацкого ведомства не сломают дух рыбаков Северного бассейна? Будут ли продолжены возрождённая в последние годы практика встреч с оркестром и курсантами «мореходки» первого траулера с мойвой и истинно народный городской праздник «День мойвы», ежегодная ночная зажигательная летняя «тусовка» мурманских журналистов­рыболовов «Ночь рыбака»?

- Даже если рыбную отрасль «погрузят» в Министерство обороны, традиции будут сохранены. Флот и морская жизнь создавались многими поколениями людей на традициях, а не на экспериментах. Любой житель Мурманска, Владивостока или Калининграда с детства знает, что Рыбак - дважды моряк, а День рыбака - главный праздник в городе! Так что праздники с оркестрами в порту обязательно будут. И журналистам скучно не будет не только на реке Кола.

Если серьёзно, то я убеждён, люди веками живут на Крайнем Севере России, и не министерства и ведомства в столицах делают их жизнь интересной и наполненной праздниками. Это зависит от них самих. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру