Пыльная история

Чёрный налёт на окнах и подоконниках мурманских квартир - угольная пыль с примесями от сжигания мазута в котельных и топлива в двигателях городского автотранспорта

Чёрный налёт на окнах и подоконниках мурманских квартир - угольная пыль с примесями от сжигания мазута в котельных и топлива в двигателях городского автотранспорта

То, о чём говорили горожане в Мурманске не один год, подтвердили научные изыскания. В образовании чёрного налёта в областном центре виноват не только Мурманский морской торговый порт, но и Мурманская ТЭЦ, сжигающая мазут. Свою долю вносят автомобили и дизельные установки. На прошлой неделе на заседании круглого стола, проведённого комитетом областной думы по экологии и охране окружающей среды совместно с Министерством природных ресурсов и экологии, обсуждали проблему образования загрязнений в воздухе областного центра и искали пути их снижения.

Депутатский десант в порту

В преддверии круглого стола, 13 мая, депутаты областной думы посетили Мурманский морской торговый порт, где ознакомились с технологией перегрузки угля. Председатель комитета по экологии и охране окружающей среды Мурманской областной думы Наталья Лещинская отметила, что ежегодно в торговом порту перегружается 14 млн тонн угля. Поскольку предприятие расположено достаточно близко от центра Мурманска, по мнению депутата, жалобы жителей домов по проспекту Ленина, улиц Привокзальной и Коминтерна на чёрный налёт, который оседает на подоконниках горожан, могут быть обоснованы.

- Мы увидели, что уголь перегружается открытым способом и тех природоохранных мероприятий, проводимых в Мурманском морском торговом порту, недостаточно. Применяется всего одна водяная пушка, которой, скорее всего, не достаточно для «сдерживания» пыли от такого объёма перегружаемого угля, - отметила депутат.

Пыль под микроскопами НИИ «Атмосфера»

«Исследования источников загрязнения в Мурманске начались в прошлом году, - отметил Владимир Цибульский, начальник лаборатории ольфактометрического анализа запахов ОАО «НИИ «Атмосфера», - в рамках контракта между институтом и правительством Мурманской области. Проблема состояла в том, что жители всех районов города жаловались на чёрный налёт, который образуется на окнах, на всех горизонтальных поверхностях, на машинах.

Эта проблема достаточно сложная. Если вы приедете в любой город и возьмёте пыль с подоконника, то вы никогда не скажете, где эта пыль образовалась. В Мурманске ситуация оказалась другой. Мы обнаружили, что эта пыль содержит аномально большое количество углерода. Углерод в мурманской пыли оказался тем маркером, который позволил выделить те организации, которые могут быть источниками выброса частичек чёрного налёта. Это первый маркер. А второй - пентоксид ванадия, сложное соединение, которое выбрасывается при горении мазута. Вот эти два маркера позволили нам выделить два главных источника образования чёрного налёта - это Мурманской морской торговый порт, в котором разгружается около миллиона тонн каменного угля в месяц, и городские теплоэлектростанции, которые работают на мазуте. Это основные источники, кроме того, есть мелкие источники: дизельный транспорт, продукты стирания автошин, продукты от работы дизельных установок судов, которые заходят в порт».

Так дальше жить нельзя

Напомним, депутат городского Совета г. Мурманска Василий Вологдин ещё год назад, когда об исследованиях горожане ещё только мечтали, ставил вопрос об угольной пыли на рассмотрение законодательного собрания Мурманска. Наша газета опубликовала несколько статей депутата на эту острую тему.

«Хорошо, что вопрос угольной пыли стал выноситься на широкое обсуждение. Давно пора принимать конкретные меры, так как исследование НИИ «Атмосфера» уже официально опубликовано, значит, источники этой пыли известны представителям органов власти, - отметил Василий Вологдин, депутат городского Совета, во время дискуссии на круглом столе. - Я уверен, что конкретная работа по ликвидации этих загрязнений в воздухе будет проведена, ведь иначе дальше жить горожанам в таких условиях будет просто невозможно. У заинтересованных лиц - у владельцев торгового порта - просто нет другого пути, как принимать решения, направленные на исправление данной ситуации».

Давить на социальную ответственность

Алексей Смирнов, министр природных ресурсов и экологии Мурманской области, во время работы круглого стола рассказал, что ситуация с пылеобразованием в областном центре меняется. По крайней мере, теперь видно, что хозяйствующие субъекты не снимают с себя вину, не отмалчиваются и принимают меры к её решению. «Несмотря на то, что выбросы в атмосферный воздух соответствуют нормативам, установленным для Мурманского морского торгового порта, жители города всё равно испытывают негативные воздействия от пыли, - отметил министр. - Нужно понимать базовую вещь, что существует установленный законодательством норматив. И если предприятие выбрасывает загрязняющие вещества в пределах этого норматива, то юридических санкций к нему применить невозможно. Так обстоит дело и с портом. Остаётся только убеждать и давить на социальную ответственность руководителей предприятия».

Город вырос у порта

Делегация депутатов Мурманской областной думы накануне круглого стола посетила угольные терминалы. Народные избранники пообщались с руководством предприятия. Как прошла эта встреча и почему угольная пыль - проблема, которую определила история, рассказал Игорь Найдёнов, депутат Мурманской областной думы, который принимал участие в визите в торговый порт накануне проведения круглого стола. Он высказал своё мнение по животрепещущей проблеме: «Город рос с развитием порта. Сначала был порт - рыбный, торговый, а когда строился Мурманск, то никто не думал о том, что будет такой оборот угля. Если в 90­х годах прошлого века мы знали, что пыль, которая есть, она от котельных, дизельных установок, от автомобилей, то сейчас, когда перегружается 13 тысяч тонн угля в день, то вклад этого технологического процесса сказывается на уровне загрязнения воздуха в Мурманске. Поэтому этим вопросом просто необходимо заниматься. При этом нужно также разобраться в отношениях между «Росморпортом» и ОАО «ММТП» как арендатором, они изначально юридически сложные».

Игорь Олегович сообщил, что в порту он бывал не один раз, поделился своими наблюдениями: «Когда мы приехали в порт, был дождь, работала водяная пушка, поэтому образование пыли было не столь большим. Но, понятно, что перегрузка открытым способом вредит жителям города. Если бы терминалы были за пределами Мурманска, конечно, вопрос так остро бы не стоял. Если при развитии Мурманского транспортного узла на западном берегу залива будут аналогичные угольные терминалы, то они такого вреда городу наносить не будут. Но ведь этот вопрос может решить только хозяйствующий субъект. Если хозяин решил, что необходимо и выгодно здесь перегружать уголь, то он будет это делать и дальше».

Больше пушек и экранов

Переезжать торговый порт пока не собирается, а вот вопросами экологии, заверили участников круглого стола представители ОАО, они занимаются и без подсказок власти, от которой, впрочем, порт с удовольствием бы принял помощь, например, в преодолении бюрократических преград.

«Так сложилось, что на сегодняшний день основной груз на нашем предприятии - это уголь, - заметил в своём выступлении Олег Заец, главный инженер ОАО «Мурманский морской торговый порт». - Я не буду и не могу оспаривать результаты исследований. Но я согласен, что все предприятия должны следовать природоохранному законодательству, и хочу сказать, что порт чтит и следует законодательству. Я могу вас заверить, что мы тратим значительные средства на вопросы экологии и охраны природы. В порту создан отдел промышленной безопасности, в состав которого входит лаборатория с квалифицированными сотрудниками. В структуру порта входит отдел технологии перегрузки, который следит за тем, чтобы технология перевалки груза соответствовала законодательству.

Могу сказать, что на сегодняшний день мы кардинально меняем технологию перевалки угля. Для снижения пылеобразования мы используем водяные пушки, планируем скоро поставить автоматизированную систему из 7 пушек, которые образуют над всей территорией перевалки угля водяной туман. Проект прошёл госэкспертизу. Эти пушки будут работать и в зимний период - они будут образовывать снег. Этот автоматизированный комплекс будет работать в нашем порту, управляться он будет компьютером, который будет учитывать розу ветров. В Мурманске нам помогает и погода, где 360 дней в году идёт дождь или снег, - мы этому благодарны, на это не надо тратить деньги».

Как уточнил главный инженер ММТП, работы по перечисленным мероприятиям начаты в прошлом году. Скоро будет получен проект, разрешение на строительство, но было бы неплохо, если бы предприятию помогали власти в этом вопросе, потому что подготовительный процесс затянулся. Реализация всего проекта, в том числе со строительством очистных сооружений, запланирована на вторую половину 2015 года.

Природный газ спасёт нас

Не остались в стороне от обсуждения животрепещущей темы и представители Мурманской ТЭЦ. Свою ответственность предприятие осознаёт, но сделать ничего не может - не в силах и не в компетенции.

«Не хочу снимать ответственность с предприятия за вредные выбросы, - сказал Станислав Назаров, исполнительный директор ОАО «Мурманская ТЭЦ». - Мы это осознаём несмотря на то, что у нас выбросы находятся в пределах нормативов, но вредное влияние на экологию оказываем однозначно».

Исполнительный директор МТЭЦ во время дискуссии задал трудные вопросы её участникам: «Куда мы движемся? Как можно снизить воздействие ТЭЦ?» И сам же на них ответил: «Меньше нагрузка - это плохо для бизнеса, но хорошо для экологии. Но в городе идёт стройка, и это влечёт увеличение нагрузки, а увеличение нагрузки влечёт увеличение выбросов. Мы проводим модернизацию, что даёт нам возможность снижать выбросы, но этого недостаточно. Также положительное влияние оказывает использование энергоэффективных технологий. Мы движемся в правильном направлении, например, сотрудничая с заводом сжигания твёрдых бытовых отходов. Но глобально решить проблему может только переход ТЭЦ на сжиженный природный газ. Так случилось, что центральная станция находится в центре города, строить станцию за пределами города - экономически невыгодно. Сроки окупаемости растянутся на десятки и десятки лет. Наиболее вероятный сценарий - это переход на СПГ. Только так проблему можно решить». 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру