Чиновники запустили очередную «дурочку»

Представляется, что чиновники Минтранса РФ, которые разработали проект Перечня услуг, имеют смутное представление о деятельности субъектов в морском порту

Представляется, что чиновники Минтранса РФ, которые разработали проект Перечня услуг, имеют смутное представление о деятельности субъектов в морском порту

Люди старшего поколения наверняка вспомнят миниатюру Михаила Жванецкого «Запустим дурочку», которую великолепно исполнил гениальный советский сатирик Аркадий Райкин. Комаринский начальник в телеграмме спрашивал про насосы, а нерадивые белебердинские производственники отвечали ему про колёса. В итоге на запрос министерства о насосах комаринский чиновник вынужден был отправить ответ-дурочку следующего содержания: «Куры передохли, высылайте новый телескоп».

Можно предположить, что чиновники Минтранса России решили последовать примеру персонажей этой миниатюры Михаила Жванецкого и «запустили» очередной проект абсолютно никчёмного нормативного правового акта.

11 апреля 2014 года на сайте Единого портала информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения был опубликован проект приказа Минтранса России «Об утверждении перечня услуг в морских портах, оказываемых администрациями морских портов» (далее - Перечень услуг. - Авт.). Новый нормативный правовой акт Минтранс России обязан разработать, утвердить и издать во исполнение п.3 ст.12.1 Федерального закона «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ, в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 года № 225-ФЗ).

Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 225-ФЗ, который вступил в силу 21 января 2014 года, предусматривается проведение очередной реформы системы государственного управления морскими портами в Российской Федерации. Основной целью данной реформы является разграничение функций и полномочий капитанов морских портов и администраций морских портов, а также создание бассейновых администраций морских портов.

Административно-властные полномочия в морском порту теперь осуществляет капитан морского порта. На администрации морских портов законом возложены функции по осуществлению организационного, материально-технического и финансового обеспечения деятельности капитанов морских портов.

Кроме того, согласно ст.12.1 Закона о морских портах в России, на администрации морских портов возлагаются обязанности по оказанию услуг в морских портах неким потребителям. Перечень таких услуг должен установить Минтранс РФ. Полномочия по взиманию корабельного сбора с судовладельцев в морских портах остаются за администрациями морских портов.

Согласно проекту Перечня услуг предполагается, что администрации морских портов будут оказывать неким потребителям в морских портах следующие услуги: услуги по обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему; услуги по обеспечению готовности к проведению аварийно-спасательных работ; услуги по обеспечению транспортной безопасности акватории морского порта; услуги, связанные с проведением в морском порту спасательных операций.

Представляется, что чиновники Минтранса России, которые разработали проект Перечня услуг, имеют смутное представление о деятельности субъектов в морском порту, а также о том, кто и какие именно услуги потребителям оказывает в настоящее время в морских портах Российской Федерации. Можно также предположить, что разработчики проекта Перечня услуг совершенно не разбираются в законах РФ, которые регулируют правоотношения в сфере портовой деятельности. Законом о морских портах в Российской Федерации с 21 января 2014 года функции по обеспечению безопасного плавания и стоянки судов в акватории морского порта и на подходах к нему возлагаются на капитана морского порта. Согласно п.2.2.12 Устава, ФГУП «Росморпорт» оказывает все виды услуг судам на подходах и непосредственно в акваториях морских портов по безопасному судоходству, маневрированию и стоянке. То есть, услуги по обеспечению безопасности мореплавания в морских портах и на подходах к ним оказывает ФГУП «Росморпорт».

Это предприятие располагает для оказания данного вида услуг соответствующим квалифицированным персоналом и имеет на балансе системы обеспечения безопасности мореплавания (объекты инфраструктуры), расположенные в морских портах и на подходах к ним.

Создаётся впечатление, что чиновники Минтранса России, включив в проект Перечня услуг услуги под номером один, совершенно не ведают, чем занимаются в морских портах капитаны морских портов и филиалы ФГУП «Росморпорт».

Оказание услуг по обеспечению готовности к проведению аварийно-спасательных работ (услуги под № 2 проекта Перечня услуг) до настоящего времени регламентируется приказом Минтранса России от 7 июня 1999 года № 32 «Об утверждении Положения об организации аварийно-спасательного обеспечения на морском транспорте». На основании этого приказа Минтранса России Госморспасслужба России совместно с администрациями морских портов организует несение аварийно-спасательной готовности в морских портах и на подходах к ним. С 21 января 2014 года функции администрации морского порта, упомянутые в данном приказе, возложены на капитана морского порта.

Согласно приказу № 32, непосредственным исполнителем услуг по обеспечению готовности к проведению аварийно-спасательных работ в морских портах и на подходах к ним являются Бассейновые аварийно-спасательные управления - филиалы ФГБУ «Морская спасательная служба». Эти организации располагают квалифицированными специалистами для оказания данного вида услуг и имеют специализированные морские суда и специальное оборудование.

На мой взгляд, прежде чем включать в проект Перечня услуг услуги под номером три, чиновникам Минтранса России следовало бы изучить законодательство Российской Федерации, регулирующее данную сферу деятельности. В силу ст.76 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 февраля 2014 года № 15-ФЗ) обеспечение транспортной безопасности в акватории морского порта возлагается на капитана морского порта.

На основании ст.11 Закона о морских портах в Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 года № 225-ФЗ) капитан морского порта обеспечивает транспортную безопасность морского порта.

Отделы морской безопасности администраций морских портов с 21 января 2014 года должны перейти в непосредственное подчинение капитанов морских портов.

Очевидно, что для оказания услуг по обеспечению транспортной безопасности акваторий морских портов капитаны морских портов будут привлекать специализированные организации, которые имеют квалифицированных специалистов и соответствующее оборудование.

Как следует из ст.83 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, обязанности по спасанию людей и судов в акватории морского порта возложены на капитана морского порта. Все вопросы, связанные с привлечением организаций, судов для проведения в морском порту спасательных операций, находятся в исключительной компетенции капитана морского порта.

Включение чиновниками Минтранса России в проект Перечня услуг услуги под номером четыре является прямым нарушением ст.83 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.

Следует полагать, что разработчики проекта Перечня услуг не имеют представления о кадровом потенциале администраций морских портов после вступления в силу Федерального закона от 23 июля 2013 года № 225-ФЗ.

Возьмём, к примеру, штатное расписание ФГУ «Администрация морского порта Мурманск», учитывая то обстоятельство, что штаты администраций крупных морских портов практически идентичны.

После разделения функций и полномочий капитана морского порта и администрации морского порта с 21 января 2014 года штатное расписание ФГУ «Администрация морского порта Мурманск» выглядит, примерно, следующим образом: руководство - руководитель администрации морского порта, его заместители, помощник, секретарь; бухгалтерия - 9 штатных единиц; финансово-экономический отдел - 5 штатных единиц; отдел торгов и имущественных отношений - 3 штатные единицы; юридический отдел - 8 штатных единиц; отдел программного обеспечения - 5 штатных единиц; отдел кадров - 2 штатные единицы; административно-хозяйственный отдел - 12 штатных единиц; гараж - 7 штатных единиц. Примерное штатное расписание ФГУ «Администрация морского порта Мурманск» приведено без учёта филиалов, расположенных в других морских портах.

Неужели разработчики проекта приказа Минтранса России «Об утверждении перечня услуг в морских портах, оказываемых администрациями морских портов» всерьёз полагают, что, например, для проведения в морском порту спасательных операций капитан морского порта будет привлекать бухгалтеров, экономистов, юристов, программистов и шофёров из морской администрации порта? Очевидно, что, располагая таким кадровым составом, администрации морских портов не способны оказывать услуги в морских портах, содержащиеся в проекте Перечня услуг, разработанного чиновниками Минтранса России.

Учитывая изложенное, есть все основания предполагать, что в данном случае всё получилось, как в миниатюре Михаила Жванецкого «Запустим дурочку».

Федеральный законодатель написал в законе «про насосы», а чиновники Минтранса России разработали проект нормативного правового акта «про колёса». 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру