Инсульт как наказание за вредные привычки

Пока врачи ищут новые методы лечения, пациенты продолжают сами себя калечить

Удивительное дело, современный человек прекрасно осведомлён о вещах совершенно вздорных и при этом плохо знает анатомию и физиологию. Россияне в этом плане ещё более малограмотны.

Не верите? Небольшой тест для проверки навыков первой медицинской помощи. Назовите три признака острого нарушения мозгового кровообращения... Раз, два, три... А европейцы уже давно выучили, как «Отче наш», первые симптомы инсульта. Если улыбка вдруг стала кривой, если не получается удержать руки на одном уровне, а вместо фразы «свет солнца» во рту словесная крошка или каша ­ впору бить тревогу. Следует положить человека, обеспечить ему полный покой и - бегом за врачом, потому что счёт идёт на минуты и секунды. Произошла сосудистая катастрофа.

Инсульты бывают двух видов: геморрагические, когда происходит кровоизлияние в мозг, а также ишемические. Последние можно объяснить элементарно - на пальцах: перетяните туго мизинец и увидите, как он на глазах посинеет, а что произойдёт, если несколько часов или дней не снимать жгут? То-то и оно...

Поэтому так важно вовремя отправить пациента с подозрением на инсульт в больницу, а если быть более точными - в сосудистый центр. В нашем регионе их три. Два первичных - в Мурманске и Мончегорске. Один региональный - в областной клинической больнице им. Баяндина. Сосудистый центр - это не просто новомодное слово, это новый подход к решению проблемы.

Здесь все работают на результат. Из приёмного покоя пациента сразу доставляют в отделение лучевой диагностики. На всё про всё у рентгенологов максимум 40 минут. Как только с помощью компьютерного томографа и ангиографии сосудов удаётся выяснить очаг поражения, врачи принимают решение, какую тактику выбрать. Если инсульт ишемический, то есть шанс успеть сделать тромболизис, растворить тромб, закупоривший сосуд, с помощью лекарственных препаратов.

«Желательно, чтобы все врачи в области знали о сосудистых центрах и при появлении первых подозрений пациента отправляли к нам, поскольку терапевтическое окно для тромболитической терапии очень узкое - всего три с половиной часа», - рекомендует заведующий нейрореанимацией, где проводят эту процедуру, врач Сергей Захаров.

Из 370 пациентов с инсультами, пролечившихся в сосудистом центре в прошлом году, каждый второй ушёл домой на своих ногах, а некоторые даже сумели вернуться к работе. Такие показатели дорогого стоят, не без оптимизма говорит нам заведующий отделением для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения Артём Тимофеев.

Экономисты подсчитали, что лечение одного больного с нарушением мозгового кровообращения обходится государству в 127 тысяч рублей в год. И если положение с заболеваемостью не изменится, экономические потери нашей страны из­за преждевременных смертей за 10 лет составят более 8,2 триллиона рублей.

«До начала работы этой сосудистой программы пациенты с инсультами лечились в обычных неврологических отделениях - не специализированных. Там вечно не хватало кадров, не хватало реабилитационного оборудования. Теперь у нас имеются и специальные столы-вертикализаторы, и кардио степперы, и беговые дорожки, и велотренажёры, специальная аппаратура для разработки верхних и нижних конечностей», - говорят врачи.

Действительно, раньше неврология представляла из себя этакую богадельню. Стоны прикованных к постели пациентов, удушающий запах мочи, слёзы родственников, лекарства и капельницы. Теперь отделение для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения (коротко ОНМК) - это своего рода лаборатория по возвращению людей к жизни, к нормальной жизни. Поэтому пациентом занимается целая мультидисциплинарная бригада - невролог, кардиолог, врач лечебной физкультуры, плюс медицинский психолог и логопед-афазиолог. Любопытное наблюдение - у читающих людей старшего поколения речь восстанавливается намного быстрее, чем у молодых, редко берущих в руки книги. Читайте больше и не думайте, что вы застрахованы от инсульта, не зря его называют эпидемией века. Хотя есть одно средство!

«Я думаю, что лекарство уже изобретено нашими предкам. Это образ жизни. Мы просто перестали любить себя. Перестали двигаться, едим что попало - фаст-фуд всякий, - считает молодой доктор Степан Марченко. - Конечно, предупредить инсульт легче, чем восстановиться после него. Я сам стараюсь есть больше белковой пищи, мяса, штангу поднимаю».

Его коллега, врач-невролог Александра Выбач, вчерашняя выпускница Петрозаводского мединститута, возражает: диета и здоровый образ жизни - хорошо, но стрессы на работе и ночные дежурства относят и самих докторов в зону риска. Конечно, есть факторы, не зависящие от нас: пол, возраст. Чаще болеют мужчины старше 55-60 лет. Плохая наследственность. На это мы подействовать никак не можем. А есть факторы, которые можно устранить. Это курение, жирная пища, алкоголь. Они воздействует на сердце, оно начинает работать неправильно, в результате образуются сгустки крови, которые, как пульки, летят в мозг, и возникают инсульты у людей 40-45 лет. Часто со смертельным исходом. Это страшно!

Возможно, что кто-то из тех, кто сейчас читает эту статью, действительно испугается. Не стоит. Ведь нервные потрясения тоже вредят нашим сосудам. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру