Цены на Севере, как известно, впереди планеты всей. По крайней мере, на Северо-Западе России точно. И всем известно, что причина не в аппетитах производителей, а в высокой себестоимости производства. За электроэнергию и тепло заплати, социальные гарантии обеспечь. Для многих этот груз оказывается слишком тяжёлым. Для части предприятий актуальна иная проблема: с трудностями справился и продукт вывел на рынок, но его себестоимость выше, чем у конкурентов. Есть ли выход? И при чём здесь закон об Арктической зоне? Об этом, а также о работе Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области журналисты «Московского комсомольца» в Мурманске» ведут разговор с президентом регионального СПП Сергеем Веллером.
- Сергей Борисович, во главе регионального Союза промышленников и предпринимателей вы стоите уже почти год. Как вы оцениваете сегодня настроение в бизнессообществе?
- Настроение и ситуация в бизнессообществе нашей области такие же, как и по всей стране. Мы ощущаем последствия мирового кризиса, на показателях наших предприятий сказывается падение цен на металлы и сырьё. Это отражается на предприятиях горнодобывающей промышленности. Есть проблемы, но мы стараемся их решать.
- А как за это время сменился состав Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области?
- Каждый год по разным причинам происходит исключение одногодвух членов регионального СПП. При этом происходит и включение новых членов. Количественный состав нашей организации фактически остаётся постоянным. Отмечу, что почти все основные предприятия Мурманской области являются членами Союза промышленников и предпринимателей.
- Не так давно у вас состоялась встреча с новым омбудсменом. Какие вопросы вы обсуждали?
- Я поднимал вопрос о государственных гарантиях, которые в условиях Крайнего Севера негативно сказываются на конкурентоспособности наших предприятий. Получается, что гарантии государственные, а нагрузка по их реализации лежит на собственнике предприятия. Эта проблема касается всех: и малых, и средних, и крупных предприятий, если руководители честно выполняют требования федеральных законов.
Об этих проблемах разговоры идут давно. Этот вопрос поднимал и ваш предшественник. Чтото за это время изменилось?
- Да, Александр Геннадьевич Лебедев, бывший президент Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области, был одним из инициаторов разработки и принятия закона об Арктической зоне, который сейчас находится в процессе согласования и рассмотрения в Государственной Думе РФ. Как бы мы ни хотели, но процесс этот очень долгий. У нас к проекту этого закона есть много претензий и предложений. В этом вопросе мы плотно сотрудничаем и с Российским Союзом промышленников и предпринимателей, и с региональным правительством, и Мурманской областной думой. Это делается для того, чтобы закон, когда он будет принят, имел максимальное наполнение.
И этим надо упорно заниматься. Как утверждает народная молва, под лежачий камень вода не течёт. Вы помните, как развивалась ситуация с проектом закона об Арктической зоне? В первоначальном варианте в зону включались населённые пункты, входящие только в 30километровую зону побережья Северного Ледовитого океана. В этом варианте населённые пункты на берегу Баренцева моря подпадали под действие будущего закона, а вся центральная и южная части Кольского полуострова не учитывались. Усилиями губернатора Мурманской области, депутатского корпуса, Союза промышленников и предпринимателей этот изъян был устранён. В нынешнем варианте проекта федерального закона об Арктической зоне под его действие подпадает вся Мурманская область.
- А противоречия по государственным гарантиям закон об Арктической зоне както разрешает?
- Увы, пока не выходит. Но очень хотелось бы, чтобы эти противоречия были тоже сняты, потому что затраты предприятий на северные отпуска и компенсацию затрат работников на проезд к месту отдыха во время отпуска и обратно, что и является госгарантией, увеличивает себестоимость продукции до 10%.
- В конечном итоге, да. Но вопрос в том, где мы продаём свою продукцию. Недавно я был в СанктПетербурге, где проходил координационный совет Союза промышленников и предпринимателей СевероЗапада России, где прозвучало, что многие показатели в Мурманской области значительно выше аналогичных цифр по СЗФО. Например, у нас самый высокий уровень минимальной заработной платы, который установлен трёхсторонним соглашением. Поэтому, если продукция наших предпринимателей потребляется в Мурманской области, это ещё както можно соотнести. А если наша продукция выходит на общероссийский или международный рынок, то оказывается, что наша продукция по себестоимости проигрывает производимой на аналогичных предприятиях средней полосы и юга. Для нашего региона очень важны предприятия, которые являются уникальными и которые просто в силу географического положения или уникальности природных ископаемых, на которых базируется производство, в другом регионе находиться просто не могут. Такие предприятия больше зависят от мировых цен, например, на никель, медь, апатиты, чем от затрат на оплату труда.
- А сколько у нас таких предприятий?
- Это горнодобывающая отрасль. Это такое уникальное предприятие, как «Атомфлот» со своими ледоколами, наши порты и некоторые другие. А всё остальное это бизнес, который обеспечивает жизнедеятельность городов региона.
- Может, стоило бы всё бросить и работать здесь вахтовым методом?
- Вы знаете, такое мнение уже звучало, в том числе на встрече с омбудсменом. Один из выступающих сказал, что он общался с представителями бизнеса из Владивостока, которые тоже работают в зоне, где необходимо обеспечивать дополнительные выплаты работникам, так вот, они говорят, что во Владивостоке не стоит вопрос, как и из каких средств выплачивать госгарантии. Там вопрос стоит другой, кому их обеспечивать. Там же отток населения такой, что бьются за каждого работника, с удовольствием приглашают китайцев. Прозвучала такая мысль, что, если государство не повернётся лицом к своим окраинам, то это может привести к тому, что бизнес станет никому не нужен. Но это с одной стороны. А с другой, Мурманская область имеет стратегическое значение. Я не думаю, что государство отвернётся от нашего региона, тем более что мы живём в приграничном регионе.
Давайте вернёмся к минимальному уровню заработной платы. Я считаю, что здесь ведётся какаято игра, потому что на минимальную заработную плату в 10730 рублей не прожить. И в центре занятости много вакансий с такой зарплатой…
По этому вопросу я могу высказать только предположение. Я предполагаю, что на те вакансии, которые предлагаются через центр занятости с таким уровнем заработной платы, никто никогда не пойдёт. И все об этом знают. Почему так делается, я не знаю. Но могу сказать, что есть абсолютно реальные вакансии с зарплатой, значительно превышающей тот самый установленный минимум. Но это в основном рабочие специальности. У нас, к сожалению, все хотят быть директорами, а рабочие специальности потеряли престиж. А ведь рабочие на самом деле могу прилично зарабатывать.
- Может ли молодой человек, который, например, занимается программным обеспечением или открыл турфирму, или любое другое ЧП, пробиться и стать конкурентоспособным у нас в Мурманской области?
- Всё-таки, чтобы пробиться в бизнесе, нужно иметь талант и способности. А вот для того, чтобы вести бизнес, нужно иметь колоссальный опыт. Я вас уверяю, молодому человеку, который только создал и начинает работать один во всех лицах, пробиться будет невероятно трудно. У нас бизнесменов практически не готовят, а все, кто работает в бизнесе, имеют большой производственный и жизненный опыт.
Для начинающих предпринимателей действует программа государственной поддержки. Бюджетные деньги выделяют, гранты, проводят обучение. Мурманская область с этими обязанностями справляется хорошо. Что касается Союза промышленников и предпринимателей, то у нас есть секции, в том числе секция по образованию. Мы серьёзно рассматриваем вопросы профессионального образования и сотрудничаем в этом вопросе с властными структурами. Например, хотим сделать традиционным конкурс рабочих специальностей. Такие конкурсы проходят во всём мире, даже чемпионаты по отдельным рабочим специальностям устраивают. Так что осенью приглашаю на конкурс, который будет проходить в рамках Деловой недели. Это очень интересно.
- Но в вузах продолжают готовить менеджеров и бухгалтеров. А мы всё ищем, где инженеры…
- Вузы государственные работают по государственной программе. Частные вузы, они на то и частные. Тут всё отрегулирует рынок. Когда уже бухгалтеров и юристов некуда будет девать, не будут дети туда идти учиться. Если говорить о том, делает ли чтото Союз промышленников и предпринимателей, то да, конечно, делает. Мы постоянно пытаемся мониторить, а кто же всётаки нужен предприятиям региона, работаем во взаимодействии с центром занятости. Не так давно проводили большое совещание, где собрали представителей многих предприятий Мурманской области. Говорили не только об образовании, но и о внутренней трудовой миграции. Не секрет, что многие предприниматели с удовольствием завозят к нам мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья. И в это же время на территории Мурманской области есть производства, где идёт сокращение и высвобождаются высококвалифицированные кадры. В то же время такие же кадры требуются в другой точке Мурманской области. И мы хотим создать такую схему, с помощью которой можно будет искать трудовых мигрантов у нас же, в нашем регионе. Возникнет, конечно, масса вопросов, которые нужно решать местным властям. Это и расселение, и перемещение то ли это вахтовый метод некий, но внутри нашей территории, то ли это переселение людей. А если это массовое переселение, например, из Мончегорска в Печенгу, то тут нужно подумать и о садиках, и о школах, о всей инфраструктуре. Вопрос очень сложный, но мы хотя бы стараемся показать, что трудовые ресурсы в нашем регионе есть.
- А готов ли бизнес сам поддержать нужного специалиста, который, допустим, приехал к нам?
- Такое бывает, конечно. Но тут нужно говорить о топменеджерах, которым предоставляют и жильё, и обеспечивают хороший уровень заработной платы, другие гарантии. Но могу привести и другой пример. В одно из медицинских учреждений Мурманска приезжает врач из Украины, он собирается переехать к нам на постоянное место жительства. Он будет работать по специальному приглашению. Понятно, что надо будет решать проблему с жильём и это в бюджетной сфере. А бизнес, если заинтересован в специалисте, тоже будет решать такие же вопросы.
- Сергей Борисович, вопрос к вам как к строителю. Начинает работу Фонд капитальных ремонтов многоквартирных домов. И вот смогут ли наши региональные строительные организации справиться с задачами, которые будут стоять по капремонту?
- Сейчас сложилась такая ситуация, что у нас работают в основном приезжие. Посмотрите крупные строительные площадки, которые есть в Мурманске: гостиница «Арктика» генподрядчик московский, строительство торгового центра «Северное Нагорное» генподрядчик питерский. К нам приезжают, потому что у нас мало осталось крупных строительных компаний, способных переварить большие объёмы. То, о чем говорите вы, капитальные ремонты это более мелкие задачи, чем такое строительство. Я не ручаюсь, что они смогут освоить все средства, но то, что это возможно, да. Да и спрос рождает предложение. Если не будет хватать ресурсов, то будет увеличено количество предприятий и, конечно, работников.
- А ваша компания «АСМ» готова включиться в капитальные ремонты?
- Строительство компания «АСМ» ведёт, но вот сказать, что мы готовы включиться в работу по капитальным ремонтам, сейчас не могу. Нет просто свободных трудовых ресурсов.
- Сергей Борисович, и последний вопрос. Союз промышленников и предпринимателей занимается выставочной деятельностью. Чтото новое и необычное нас в этом году ждёт?
- Выставочной деятельностью занимается дочернее предприятие, где СПП выступает учредителем. Пока планируется проведение всех наших традиционных выставок. Есть новые идеи, которые старается реализовать «МурманскЭКСПОцентр», и, возможно, какието из них будут реализованы на выставке «Море. Ресурсы. Технологии». Пока не хочется раскрывать все секреты и забегать вперёд.