Гринписовцы жили не по понятиям

Гринписовцы жили не по понятиям

 Развитие ситуации с активистами экологической организации «Гринпис» после того, как они попытались устроить акцию протеста у буровой платформы «Приразломная», было и продолжает оставаться одним из ярких с точки зрения СМИ событий в мире, России и регионе. Учитывая тот факт, что «пираты – хулиганы» оказались в настоящее время на свободе, заплатив по 2 млн рублей залога, их пребывание в нашей стране подходит к завершению. А вот какой международный эффект будет от приключений гринписовцев в России, мы уже можем догадаться. Скорее всего, отрицательный.

Ряд экспертов предполагает, что члены экипажа «Арктик Санрайз» просто стали пешками в большой политической игре, подробности которой знать нам не дано. «На плаву» видны два очевидных момента. Во-первых, всё, что связано с нефтью и газом, является для нынешнего российского руководства особой темой. Во-вторых, платформа «Приразломная» является, по сути, «первым блином» освоения Россией углеводородных богатств арктического шельфа. Нигде в мире что-либо подобное ещё не предпринималось.

«Сгнить в мурманской тюрьме»

Отсюда немудрено, что реакция власти на акцию гринписовцев стала жёсткой, чего сами романтики­экологи, похоже, никак не ожидали. По всей видимости, настоящим шоком для них стало задержание и последующий арест с помещением в Мурманский следственный изолятор №1 (СИЗО­1). И вот эти яркие впечатления будут растиражированы по всему миру. Они будут содержать примерно такие оценки, которые, например, присутствуют в письме Александры Харрис, которое она написала своим родным:

«Дорогие мама, папа и Джорджи!

Сейчас очень холодно. Прошлой ночью шёл снег. В окно моей камеры задувал ледяной ветер, и мне пришлось спать в шапке. Я начинаю нервничать при мысли о том, что мне придётся провести здесь зиму. У меня в камере есть радиатор, но здесь всё равно очень холодно из­за арктического бриза. Я слышала, что с декабря Мурманск почти на два месяца погружается во тьму. Господи, надеюсь, к тому времени меня отпустят.

...Каждое воскресенье на ужин дают совершенно отвратительные котлеты. Фу! Девочки смеются надо мной, потому что я уже выучила тюремное меню.

...Меня очень беспокоит то, что может произойти дальше. Временами меня охватывает паника, но в такие моменты я говорю себе, что, сидя в камере, я ничего не могу изменить и что будет, то будет, поэтому волноваться нет никакого смысла. Но мне очень тяжело. Неужели я буду гнить в мурманской тюрьме? Надеюсь, такого не случится.

...Я пытаюсь заниматься йогой. Но здесь трудно медитировать ­ у меня в голове слишком много тревожных мыслей, и я уверена, что вы меня понимаете. Музыкальный канал сильно помогает. «I Will Survive» ставят каждый вечер, и мы с Камиллой (активистка из Аргентины, которая также была задержана) перестукиваемся через стену в такт музыке. Ежедневные беседы с девушками тоже очень помогают. Нам до сих пор удается шутить, что уже хорошо, учитывая обстоятельства. Нам всем выдали специальные металлические устройства, чтобы греть воду, ­ долгое время я была уверена, что это щипцы для волос. Когда я пожаловалась девочкам, что наша группа поддержки могла бы передать нам что­нибудь более практичное, чем щипцы для волос, они долго надо мной смеялись.

Кровать причиняет мне массу неудобств. Когда меня освободят, я обязательно пройду курс массажа...

Надеюсь, у вас все хорошо. Я также надеюсь, что пресса о нас не забывает. Я очень стараюсь не терять надежду.

Я вас очень люблю, Алекс».

И смех, и грех

Что ж, не дай Бог никому отсидеть какой­либо срок в тюрьме. По крайней мере, ничего весёлого в этом нет. И всё же пассаж Александры Харрис по поводу кипятильника, который она приняла за щипцы для волос, согласитесь, невольно вызывает улыбку.

Кстати, по словам пожелавших остаться анонимными сотрудников СИЗО­1, выдача «щипцов для волос» ­ это одно из требований задержанных гринписовцев. Им не понравилось, что в камерах отсутствует горячая вода, поэтому экологам и были выданы кипятильники.

Сотрудники СИЗО­1, вероятнее всего, долго будут ещё вспоминать эпопею с пребыванием в их учреждении членов экипажа «Арктик Санрайз». Ещё бы, любой малозначительный факт сразу же становился достоянием общественности. Этому способствовала масса нагрянувших в город адвокатов, правозащитников и представителей «независимых» СМИ. И, конечно же, вдоволь было проверяющих самого разного ранга ­ от своего тюремного начальства до прокуроров и регионального Уполномоченного по правам человека.

Последний из упомянутых Александр Патрикеев, в частности, сообщал, что от гринписовцев каких­либо жалоб на условия содержания во время его проверки не поступило. Хотя жалобы от них, по словам сотрудников СИЗО­1, порой поступали, мягко выражаясь, вызывающие удивление. Например, некоторые из сидельцев были недовольны тем, что местные заключённые и представители тюремной администрации не разговаривают на английском и поэтому возникает дефицит человеческого общения.

Более того, один из граждан Великобритании пожаловался на то, что по радио не транслируют ни одного англоязычного канала. Когда же это упущение было устранено, тот же иностранный гражданин пожаловался омбудсмену на то, что в англоязычных песнях, транслируемых по радио в его камере, преобладает пропаганда насилия и наркотиков. Одна из задержанных заявила о своём вегетарианстве ­ и ей тут же устроили ежедневный овощной стол.

Но, пожалуй, самое забавное то, что гринписовцами оказались недовольны российские заключённые. Не единожды к сотрудникам СИЗО­1 поступали жалобы и просьбы отселить из камер этих иностранцев. Мотивация ­ «не моют руки после посещения туалета», «не моются», «справляют нужду, когда я ем», «от них воняет»... То есть, говоря известным языком, гринписовцы жили не по понятиям. И ведь вот закавыка ­ с ними ведь не проведёшь разъяснительную работу, поскольку это чревато международным скандалом. А содержать их всех вместе в одной камере нельзя по оперативно­режимным соображениям как подельников.

Камерный ликбез

Вот как объясняет эту ситуацию бывший осуждённый Владимир А.: «Соблюдение личной гигиены ­ серьёзная проблема, особенно в общей камере. В поезде ездить приходилось? Тогда представьте утро в плацкартном вагоне, где работает только один туалет. Теперь ещё представьте, что двери в туалете нет, и окна для вентиляции не откроешь. Вот так и в общей хате. Какая уж тут гигиена. А осознание того, что ваш внешний вид никого не интересует, даже вас, так как зачастую в камере и маленького зеркала нет, невольно порождает предательские мыслишки: не умываться, не бриться, не мыть руки.

Зэки, зажатые в тесноте душной камеры, становятся мишенью любого инфекционного заболевания. Чтобы хоть как­то защититься от этого, надо как можно чаще мыть руки, умываться и обязательно ходить в баню, тем более что это удовольствие бывает не чаще, чем раз в неделю. Свои вещи никому не давать, чужие не брать, стараться реже пить с другими зэками из одной кружки».

«Надо следить за собой даже в скотских условиях тюрьмы, ­ вторит ему другой бывший сиделец Анатолий Р. ­ Не забывай мыть ноги. Зэки, кстати, замечают, кто неряшлив, и если сразу не укажут ему на это, то потом будут непременно отворачиваться. Но, скорей всего, скажут, и довольно грубо, и будут тысячу раз правы. Нечистота – это прямой путь в больничку. Туберкулёз, чесотка, фурункулы, грибок и прочие напасти только и поджидают своих жертв…

Кстати, насчёт опорожнения желудка. Это своего рода небольшая проблема, поскольку в тесной хате не принято ходить на танк, когда люди принимают пищу».

Задуматься о собственном достоинстве

Кстати, сразу же после прибытия гринписовцев в питерские СИЗО некоторые из них уже успели заявить, что условия там лучше, чем в мурманских застенках. Чем можно объяснить такую прыть? Скорее всего, питерские тюремщики, наученные горьким опытом своих мурманских коллег, успели уже принять превентивные меры — вплоть до спешного косметического ремонта некоторых камер.

Эпопея с задержанием гринписовцев не улучшит имидж России в так называемом цивилизованном мире. Это понятно как дважды два. Что ж, пусть нивелированием этого негатива займутся соответствующие органы и гении информационных войн. Лично меня в этой истории занимает следующий нюанс.

В СМИ узников с «Арктик Санрайз» принято изображать как неких экологических рыцарей без страха и упрёка. Однако жизнь, как мы видим, проще и жёстче.

Оказалось, что наши сограждане, коих никак нельзя назвать рыцарями, коих многие моментально обозвали бы мерзавцами и сволочами, оказавшись в непростой жизненной ситуации (пребывание в СИЗО), показали себя в большей степени людьми, чем представители цивилизованного мира, с которых мы, сиволапые сермяжники, должны во всём брать пример.

Может быть, история с экипажем «Арктик Санрайз» есть повод нам задуматься о собственном национальном достоинстве? Хотя бы слегка. Перефразируя известное изречение, можно сказать: «Никто не спорит, что Арктику нужно защищать, но и ноги тоже следует мыть...»

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26401 от 4 декабря 2013

Заголовок в газете: Гринписовцы жили не по понятиям

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру